Крупнейшие банки РФ за год инвестировали в технологии искусственного интеллекта около 80 млрд руб., что в 500 раз больше, чем могут позволить себе другие российские финтех-компании. Для внедрения генеративного ИИ 82% участников финансового рынка заинтересованы в создании общей большой языковой модели, опасаясь монополии "Сбера" и "Яндекса".
© ComNews
05.10.2023
На пресс-конференции 4 октября 2023 г., посвященной исследованию Ассоциации ФинТех (АФТ) о применении искусственного интеллекта (ИИ) на финансовом рынке, генеральный директор ассоциации Максим Григорьев заявил, что драйвером развития 2023 г. в финтехе стали большие языковые модели (large language models, LLM), однако, поскольку их создание требует значительных ресурсов и доступа к большому объему данных, они есть лишь у нескольких организаций в России: YandexGPT у "Яндекса", FRED-T5, ruGPT-3 и NeONKA у "Сбера".
"В результате 82% респондентов обеспокоены смещением сил в сторону крупных игроков и заинтересованы в создании равноудаленных отраслевых больших языковых моделей", - отметил Максим Григорьев.
По данным исследования ассоциации, крупнейшие по величине активов на конец 2022 г. банки России - Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк инвестировали в развитие всех ИИ-решений суммарно около $1 млрд за год, что составляет около 80 млрд руб. по состоянию на июль 2023 г., в то время как средние и небольшие российские финансовые компании вкладывали в реализацию портфеля проектов с искусственным интеллектом в среднем 100-300 млн руб. в год.
По словам Максима Григорьева, в будущем огромное конкурентное преимущество получат компании, которые могут себе позволить разработать LLM, и это неравенство будет расти. "Создание равноудаленной специализированной языковой модели для финансового сектора, например, консорциумом финансовых организаций и технологических компаний позволит сохранить конкуренцию и обеспечит развитие финансового рынка", - заявил глава Ассоциации ФинТех.
Григорий Грязнов, руководитель подразделения "Аналитические сервисы" АО "ДОМ.РФ", отметил, что у небольших компаний нет возможности инвестировать в создание больших языковых моделей, поскольку для этого нужно иметь дорогостоящие центры обработки данных (ЦОДы). По его словам, чтобы внедрить LLM в процессы, финтех-компании пока должны смириться с олигополией и научиться встраивать такие модели в виде SaaS-сервисов.