Найти тему

Штраф за звонок. Госдума хочет ограничить права спамеров

   Штраф за звонок.
Штраф за звонок.

Госдума рассмотрит законопроект, крупно штрафующий за рекламные спам-звонки и СМС без согласия на них абонента. В первую очередь инициатива коснется банковских предложений по телефону.

Авторы инициативы уточняют, что в рекламном сообщении по телефону практически невозможно передать полную информацию о предоставляемой услуге, что вводит потребителя в заблуждение. Например, для того чтобы человек получил полные кредитные условия или правила оказания банковских услуг, ему необходимо ознакомиться с договором или офертой. Предоставить же такие данные по телефону практически невозможно из-за сложности и объема информации. В связи с тем, что звонков и сообщений с незаконной рекламой становится все больше, в ГД внесли законопроект о кратном увеличении штрафов за рекламу без согласия абонента. При этом распространенная сейчас схема «вы давали согласие на другую рассылку» или «ваш номер дал другой абонент» больше работать не будет.

За нарушение закона, в случае его принятия, создателей, заказчиков и распространителей рекламы смогут оштрафовать на сумму до миллиона рублей. На сегодняшний день максимальный штраф для юрлица составляет полмиллиона.

За неполное информирование о рекламируемом продукте также предусмотрена штрафная санкция. Например, если абоненту, давшему согласие на рассылки и звонки, на телефон поступят сведения о предлагаемом кредите без полных его условий, исполнителю рекламного контракта могут присудить штраф до 600 тысяч рублей.

По мнению кредитного юриста Михаила Коркина, такая мера действительно может если не совсем прекратить, то хотя бы значительно сократить количество телефонного спама. Он считает, что особенно действенным станет дополнение об ответственности за спам именно заказчика рекламы, что позволит идентифицировать нарушителя быстрее и эффективнее.

«Спам-звонки давно незаконны, но потенциальный заработок от получения абонентом рекламы сейчас гораздо выше прописанного штрафа. К тому же надо еще доказать, кто звонил и с какой целью. Сделать это зачастую непросто. Нынешняя инициатива прописывает кроме распространителя незаконной рекламы ответственность еще и для заказчика этой рекламы. То есть, если вам звонят с предложением от определенной структуры, становится ясно, что именно она такой звонок и проплатила. Это может действительно помочь бороться с навязыванием услуг, которые с помощью таких звонков и недостаточного информирования в них могут по итогу принести вред абоненту», — рассказал юрист.

Кроме того, специалист добавил, что некоторая ответственность за получение спама лежит и на самих абонентах. Так, владельцам номеров стоит внимательнее читать условия договоров с различными компаниями, прежде чем оставлять им свой номер телефона.

«В договоре, например, с банком, уже прописано условие "разрешение на информирование". Стоит обращать на это внимание и не ставить галочку в соответствующем поле. Также нужно критически подходить к любой информации, поступающей по телефону, — к любому звонку, который поступил с незнакомого номера. Людям старшего поколения можно рекомендовать не брать трубку, когда звонит незнакомый номер — об этом часто говорят правоохранители, но граждане все еще попадаются на эту удочку», — добавил эксперт.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ