Найти тему

Как удалось возродить машиностроение в Забайкалье

Оглавление

А вы знаете, что такое Кода́р и какое отношение название горного хребта имеет к современной российской спецтехнике? Сегодня рассказываем, как удалось возродить машиностроение в Забайкалье и как в этом помогли привилегии особого экономического режима территории опережающего развития (ТОР).

Производству спецтехники быть!

Крупные центры машиностроения в России расположены преимущественно в европейской части страны и на Урале. Оно и не мудрено — больше населения, больше спрос и рынок сбыта. Один из немногих в Забайкалье, «Читинский машиностроительный завод», и тот прекратил своё существование 6 лет назад. Казалось, у отрасли нет развития в регионе, особенно учитывая близость к Китаю, откуда регулярно поставлялись тракторы, грузовики и иные самоходные машины. Но не тут-то было.

С 2021 года местная компания, которая до этого занималась реализацией и обслуживанием спецтехники в крае, ввела в эксплуатацию современную сборочную линию по производству фронтальных погрузчиков и навесного оборудования. Гордостью завода «Восток-Агро» как раз и стал фронтальный погрузчик с максимальной грузоподъёмностью 3 тонны Кодар 300L. Спецтехника получила своё название в честь одного из самых протяжённых (более 200 км) и высоких (пик БАМ имеет высоту 3072 м) горных хребтов Забайкальского края.

-2

Этимология названия природного объекта происходит от эвенкийского «хада», что в переводе на русский означает «скала», «камень» или «вершина». Символично, не находите? Ведь новые погрузчики, которые стали выпускать близ Читы, характеризуются надёжностью, прочностью и долговечностью — как тот самых хребет, веками простирающийся на севере Забайкалья.

-3

Сегодня гигант Кодар 300L — это единственный фронтальный погрузчик, производимый на всей территории Дальневосточного федерального округа и Сибири. На его борту установлен мощный и современный двигатель Д 245.5, выпускаемый Минским моторным заводом. Он длительное время не требует ремонта, демонстрируя высокий КПД, а если и потребует, то запчасти всегда есть в наличии, поскольку их поставка не зависит от геополитической обстановки.

Если двигатели везут из дружественной Беларуси, то детали металлоконструкции изготавливают на месте. Начиная с ковша, маятника, тяги, стрелы, рамы, заканчивая капотами, бамперами, баками — всё полностью делается в Забайкалье из металла российского производства.

Помимо выпуска одноковшовых фронтальных погрузчиков, на «Восток-Агро» налажены и дополнительные производства, в частности, различного навесного оборудования. Для выпускаемых агрегатов здесь делают паллетные вилы, ковши, лесо- и сенозахваты, быстросъемы. Поэтому и спектр покупателей погрузчиков огромен. Среди основных потребителей выпускаемых машин предприятия дорожно-строительной, горнодобывающей и лесной отраслей, жилищно-коммунальные и производственные компании ДФО и Сибири.

-5
-6

На создание одной единицы техники уходит не менее двух недель. Отсюда пока небольшие объёмы — 4 погрузчика в месяц, но в планах — нарастить мощности до 8 машин в тот же период.

Опираясь на крепкое плечо

Реализовать планы помогают амбиции и целеустремлённость сотрудников, а также поддержка государства. Одним из самых перспективных работников «Восток-Агро» стал Алексей Андреевский. После окончания Читинского государственного университета молодой человек сразу же пришёл на завод, где начал свой путь с рядового оператора-наладчика станков с ЧПУ. Потом было многократное повышение квалификации, изучение нового оборудования, его возможностей. Но неизменным оставалось одно — направление деятельности — металлообработка.

-7

Так удалось дорасти до главного технолога. Алексей занимался налаживанием введённого в работу оборудования, отвечал за подбор нового, проектирование оснастки. Причём большую часть работы приходилось делать с нуля, ведь предприятие-то молодое, аналогов которому в крае нет. Мужчина справился, и теперь он — заместитель директора по направлению производства фронтальных погрузчиков, в планах которого — движение только вперёд.

— Сейчас на базе «Восток-Агро» осуществляется производство фронтальных погрузчиков и навесного оборудования. Но это не всё. Так, уже ведутся проектирование, разработка и изготовление первичной модели экскаватора-погрузчика. Далее хотим расширять номенклатуру товаров, производить мини-погрузчики. И в этом нам очень хорошо помогают привилегии ТОР «Забайкалье». За счёт сэкономленных на налоговых отчислениях средствах удаётся сокращать расходы, а высвобожденные активы пускать в развитие и создание новых моделей спецтехники, — рассказывает Алексей Андреевский.

-8

Всем резидентам префрежима ТОР доступны нулевые ставки по налогам на прибыль, землю и имущество, сниженный до 7,6% тариф на страховые взносы. Также компании могут получить земельный участок с подведёнными коммуникациями и реализовать возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ). Помимо этого, предприятия всегда могут обратиться в Корпорацию развития Дальнего Востока и Арктики за консультациями, получением юридической и кадровой поддержки.

Продукцию резидентов украшает товарный знак «Сделано в ТОР СПВ Дальний Восток». Вот и на Кодар 300L такой присутствует. Дальневосточный бренд говорит о высоком качестве товаров и услуг, повышает доверие потребителей к ним, выделяет среди аналогичных товаров.

-9

Вот и получается, что государство подставляет крепкое плечо, чтобы резиденты ТОР могли выпускать не менее крепкую и надёжную технику, а также заниматься другими видами производств.