Инклюзия, как и вакцинация, стали для нашего общества болезненной и триггерной темой. Но общее у них не только это.
Расскажу о своём опыте взаимодействия с людьми по обоим этим вопросам и вы увидите, что их ещё объединяет.
Начну с обязательной вакцинации 2021 года. Надеюсь, помните такую.
Вакцинация 2021 г.
Пандемийные годы я проходила со своей командой из сорока человек в штате, которым по своей должности и характеру работы приходилось ежедневно сталкиваться со множеством других людей. Потому что работали мы в рознице.
Ассортимент магазинов позволял не закрываться в локдаун. Но пришлось приложить много усилий для того, чтобы обеспечивать безопасность сотрудников на местах: обеззараживатели воздуха, диз.средства, средства индивидуальной защиты, мониторинг и чуткий контроль за их самочувствием и, конечно же, психологическая поддержка, потому что было страшно. Все очень боялись заразы.
Когда в январе 2021 года объявили о том, что вакцина готова и доступна в количестве, достаточном для массовой вакцинации, я не думала, что столкнусь с проблемой того, что...
Из сорока человек лишь четверо воспримут эту новость с облегчением и желанием эту вакцинацию пройти. Только 10% от общей численности сотрудников.
И тут приходит государство и говорит: "Ребята, как хотите. Нам надо, чтобы вакцинацию прошло не менее 60% (позже это значение повысили до 80%) сотрудников".
Мы говорим: "А люди, вот, не хотят. Как мы можем их заставить?"
А государство такое: "Нам всё равно как вы это сделаете. Можете не делать, но тогда вам нельзя приходить на работу. Берегите себя".
И началась индивидуальная, очень кропотливая, можно сказать, точечная работа с людьми: разъяснения, успокоения, организация всего процесса.
Работа на местах. То есть моя работа.
Инклюзия в образовании
По сравнению с вакцинацией этот процесс более длительный и ещё более травматичный. Но и здесь то же самое.
Приходит государство и говорит: "Ребята, как хотите. Нам надо, чтобы школы могли принимать детей с ОВЗ".
Директора школ ему в ответ: "А педагоги не хотят работать с этими детьми. Говорят, мы на это не учились. Как мы можем их заставить?"
А государство опять: "Нам всё равно как вы это сделаете. Можете не делать, но тогда вы нарушите закон об общем и доступном для всех категорий граждан образовании. Берегите себя".
И опять всё упирается в индивидуальную, очень кропотливую работу. Работу людей на местах.
Общие черты
И в том, и в другом случае процесс сложный, неприятный и травматичный.
И в том, и в другом случае инициатива идёт сверху.
И в том, и в другом случае требуется индивидуальная, кропотливая работа на местах.
И в том, и в другом случае это возможность научиться справляться с новыми задачами, которые готовит для нас жизнь.
Инклюзия — это не просто взять ребёнка с ОВЗ, посадить его со всеми в общий класс и пусть выкарабкиваются как хотят. Это высшей степени непрофессионализм, который можно сравнить с тем, что вместо вакцины гражданам предложат прокачать свой иммунитет естественным путём, просто заразив его опасным вирусом.
Но пока у нас от инклюзии, равно как и от вакцинации, весьма неприятное впечатление.
------------
Предвосхищая комментарии в духе того, что обе эти истории инициированы государством исключительно с целью сэкономить и наворовать, скажу: простые и лёгкие утверждения понятны, но тема государственного управления гораздо глубже и сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Мир меняется. Это его естественное состояние.
Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше адаптируется к изменениям.
Берегите себя.