Не надо быть математиком, чтобы убедиться: кривизна концентрических окружностей уменьшается по мере удаления от центра.
Что это значит? А то, что когда автомобиль совершает поворот, его внешние колёса движутся по окружности большего радиуса, которая имеет меньшую кривизну. И если этот момент учесть, управляемость автомобиля (собственно, "эффективность поворота") увеличится. Но для этого надо сделать так, чтобы плоскости колёс при движении по прямой были параллельны друг другу, а при повороте эта параллельность нарушалась, и увеличивалась бы по мере увеличения крутизны поворота.
Данный принцип, который известен всем производителям автомобилей под названием ПРИНЦИПА АККЕРМАНА, на практике реализуется с помощью простейшего геометрического решения, который некоторые называют ТРАПЕЦИЕЙ АККЕРМАНА.
На самом деле, придумал это не Аккерман, он всего лишь запатентовал чужую идею в 1818 году.
Считается, что изобретателем трапеции был немецкий колёсныё мастер Георг Ланкенспергер (31 марта 1779 – 11 июля 1847), который пришёл к выводу, что если на железной дороге все эти тонкости не учитывать, при поворотах кривизна траектории движения одного из колёс вагонов или локомотивов не будет совпадать с кривизной рельса, что чревато, как минимум, интенсивным истиранием металла, а как максимум - катастрофой.
Однако ему не повезло - его имя почему-то не стало частью эпонима. А вот другому изобретателю, французскому инженеру Шарлю Жанто (23 декабря 1840 - 30 ноября 1906), судьба странным образом улыбнулась. Почему странным? Да потому, что хотя он и повторил изобретение Ланкенспергера в 1878 году, то есть намного позже даже, чем Аккерман запатентовал "своё" открытие, словосочетание ТРАПЕЦИЯ ЖАНТО в источниках встречается до сих пор.
Кривая усмешка судьбы проявляется ещё и в том, что этот человек был первым, кто в 1881 году сконструировал современный автомобильный аккумулятор, создал авторский электромобиль и с 1893 по 1906 годы производил его в Париже под маркой Jeantaud. А потом покончил самоубийством.
Любопытно и другое: в 1758 году Эразм Дарвин (12 декабря 1731 – 18 апреля 1802), двоюродный дедушка знаменитого создателя теории происхождения видов, врач, кстати, писал примерно о том же самом. То есть он совершенно логично пришёл к выводу: во избежании опрокидывания экипажей на поворотах необходимо использовать трапецию, которая позволила бы правильно ориентировать колёса. И всё потому, что он сам получил травму ровно при тех же самых обстоятельствах. Но об этом благополучно забыли, как и о многих других идеях этого интересного человека.
Рудольф Аккерман (20 апреля 1764 – 30 марта 1834) - англо-немецкий книготорговец, изобретатель, литограф, издатель и бизнесмен.
Родился в Штолльберге, Саксония, в семье шорника, унаследовав от отца эту профессию. Учился в латинской школе, но по бедности не смог продолжить обучение в университете.
Работал шорником и строителем карет в разных городах Германии, переехал из Дрездена в Базель и Париж, а затем поселился в Лондоне.
Несмотря на иноземное происхождение, ему удалось очень быстро заключить контракт на 200 фунтов стерлингов на проектирование церемониальной кареты для лорд-канцлера Ирландии Джона Фитцгиббона. Окрылённый успехом, Аккерман начал развивать это направление деятельности, создавая различные конструкции карет.
Будучи талантливым художником, он основал типографию и школу рисования, установил литографский станок и начал торговать гравюрами.А затем расширил производство за счёт продажи красок и плотного картона.
В конце XVIII - начале XIX века Аккерман был уже известным книгоиздателем, который пользовался большой популярностью у тогдашних художников и гравёров. Он издавал журналы, литературные ежегодники, иллюстрированные тома по топографии и путешествиям и пр.
История умалчивает, откуда этот ушлый господин узнал об изобретениях Георга Ланкенспергера, однако, судя по всему, он просто подобрал то, что "просто лежало" и было "ничьё". Подобрал и запатентовал. После чего трапецию стали называть его именем. И принцип - тоже.
Помимо этого он запатентовал метод придания бумаге и ткани водонепроницаемости и для этого построил фабрику в Челси. Вполне возможно, это тоже не его изобретение, но кто же теперь об этом вспомнит. А ещё Аккерман был одним из первых, кто осветил свои собственные помещения газом.
Когда в Европе пришёл к власти Наполеон Бонапарт, Аккерман, как житель Соединённого Королевства, внес значительный вклад в британскую пропаганду посредством публикации антинаполеоновских печатных изданий и военных руководств. Но помогал он не только своей новой родине, - после битвы при Лейпциге Аккерман собрал почти четверть миллиона фунтов стерлингов для оказания помощи Германии.
Ему удалось создать международную сеть распространения своих публикаций и приобрести значительные коммерческие интересы в Южной Америке. го бизнес процветал на протяжении всего 19 века под управлением его потомков.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!