Найти тему
Автотранспорт.

Откровения из Харькова. Почему пожарные 30 лет ездят на ЗИЛах?

Пока в некоторых крупных городах постсоветских стран успели смениться несколько поколений пожарных машин, в Харькове, втором по величине городе Украины, до недавнего времени основу парка пожарных автомобилей составляли старенькие ЗИЛы: автоцистерны АЦ-40 (130)-63Б и АЦ-40 (131)-137А. 

Как же обстоят дела в городе и области сегодня? Об этом будет мой небольшой рассказ.

130-е ЗИЛы мы ещё обсудим, а сейчас расскажу про харьковские ЗИЛы-131. 

Автоцистерны пожарные АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-18 и ГПСЧ-27 г. Харькова.
Автоцистерны пожарные АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-18 и ГПСЧ-27 г. Харькова.

Если верить цифрам, которые мне удалось раздобыть, на начало 2020 годов в харьковском гарнизоне пожарной охраны (включающем в себя пожарные части города и области) числились аж 63 автоцистерны на шасси ЗИЛ-131.

Автоцистерны пожарные АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-2 и ГПСЧ-6 г. Харькова.
Автоцистерны пожарные АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-2 и ГПСЧ-6 г. Харькова.

Эти машины были выпущены в период с 1970 по 2002 год. Большинство из них датировались 1980-1990 годами. Таким образом, средний возраст 131-х ЗИЛов составлял 30-40 лет.

Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-6 г. Харькова.
Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-6 г. Харькова.

Большинство ветеранов до недавнего времени находились на боевом дежурстве. Выезжали на пожары первым или вторым ходом. Некоторые стояли в резерве. Практически все пожарные части города и области имели в своих гаражах АЦ-40 (131)-137А.

Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-6 г. Харькова.
Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-6 г. Харькова.

На каждом крупном пожаре в Харькове можно было увидеть целые колонны ЗИЛов, окрашивающих собой улицы в ярко-алый цвет. Картина напоминала площадку готовой продукции в лучшие годы Прилукского завода ППО, на котором когда-то выпускали эти цистерны.

Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-5 г. Харькова.
Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-5 г. Харькова.

Интересно было смотреть на реакцию заграничных пожарных после демонстрации им этих фотографий. Вначале восхищались качеством снимков, как для советского времени. А потом прозревали, что это наши дни, меняя эмоцию восхищения на недоумение.

Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-5 г. Харькова.
Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-5 г. Харькова.

Почему же парк пожарных машин Харьковщины столь длительное время не обновлялся, будто застыв во времени? Точного ответа дать не смогу. Наверное, государству долгое время было не до пожарной охраны. Как-то там ездят, что-то там тушат, и хорошо. 

Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-27 г. Харькова.
Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-27 г. Харькова.

Справедливости ради нужно сказать, что в 2000 годах Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) приобретала для Харькова отдельные АЦ на заводах «Пожтехника», «Пожспецмаш» и др. Несколько партий цистерн были закуплены в 2007-2009 г.г. Туда входили модели 63Б.02. Однако, как вы понимаете, небольшие закупки не могли существенно изменить сложившееся положение дел.

Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-27 г. Харькова.
Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-27 г. Харькова.

Возможно, вам интересно узнать, как обстояли дела в остальных городах Украины? Как пелось в замечательной песне: «Я Вам не скажу за всю Одессу, Вся Одесса очень велика». Но примерно так же. 

Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-48 г. Люботина Харьковской области.
Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-48 г. Люботина Харьковской области.

Лёд тронулся в 2016 году. Когда пошли первые партии созданных по заказу ГСЧС компанией «Пожмашина» (тот самый бывший Прилукский завод ППО) цистерн на шасси белорусских МАЗ-5309. С тех пор началось активное перевооружение пожарной охраны Харькова и области на МАЗы (про них я вам, кстати, расскажу в одной из будущих статей). Большинство пожарных частей города смогли получить не менее одной новой машины. Несмотря на это, во многих подразделениях новинки смогли подвинуть ЗИЛ-131 не далее, чем на второй ход. 

Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-48 г. Люботина Харьковской области.
Автоцистерна пожарная АЦ-40 (131)-137А из ГПСЧ-48 г. Люботина Харьковской области.

Переломный момент наступил в 2022 году. Когда из Европейских (и не только) стран в Украину хлынул поток гуманитарной помощи, включающей сотни старых пожарных автоцистерн, зачастую списанных у себя на Родине. Перепало и Харькову. Да так, что не успевали в расчёт прибывающие автомобили ставить. АЦ-40 (131)-137А одномоментно потерял занимаемые десятки лет лидирующие позиции. Если раньше на высокоранговом пожаре можно было встретить более десятка ЗИЛов, то сегодня - один, два. Часть из них отдали в областные населённые пункты (преимущественно прифронтовые), часть поставили ожидать своей участи, а часть списали. Тем не менее, не во всех подразделениях поспешили расстаться со старичками. Ведь ни один чужестранец не обладает такими вездеходными качествами, как ЗИЛ-131. Что особенно важно зимой. 

Это была моя первая статья на Дзене. Тапками сильно не кидайте :) 

Прошу прощения за качество фото. Не поверите, но они были сделаны на i-Pad Air2 (видели бы вы взгляд водителей, когда я направлял на них эту доску). Сейчас я уже снимаю на фотоаппарат.

Мне ещё много чего хочется вам рассказать про харьковские пожарки! Благо, фотографий хватает.

Спасибо, что дочитали! 

Подписывайтесь, будет интересно!