Найти тему
Бизнес-секреты

Хотите начать бизнес на маркетплейсе? Прочитайте ответы на 7 важных вопросов!

Мноигм начинающим предпринимателям кажется, что бизнес на маркетплейсах очень прост: нужно лишь завести карточки товаров, отгрузить продукцию на склад маркетплейса и можно подсчитывать прибыль. Но стоит только начать готовиться к старту бизнеса и сразу же возникает много вопросов: что продавать, какую систему налогообложения выбрать, какие документы оформить.

В статье ответим на самые частые вопросы, которые встают перед бизнесменом перед выходом на маркетплейс.

1. Как регистрировать свой бизнес?

Без регистрации бизнеса не удасться даже открыть личный кабинет на маркетплейсе. Чаще всего селлеры регистрируются как ИП или открывают ООО. Начинать как индивидуальный предприниматель проще: легче зарегистрировать бизнес в налоговой и меньше придется сдавать бухгалтерской отчетности.

Еще более простой способ — начать работать как самозанятый: большинство маркетплейсов допускают такую форму регистрации. Но для самозанятых селлеров есть несколько ограничений:

  • можно торговать только товарами, которые сделали сами, например, сшитыми платьями или лакомствами для собак собственного приготовления;
  • нельзя нанимать сотрудников: всю работу по производству товара и его продаже на маркетплейсе самозанятый должен делать сам;
  • годовой доход не должен превышать 2,4 млн рублей. Когда эта сумма будет достигнута, придется оставить раскрученный кабинет на маркетплейсе и заново продвигать новый, уже как ИП.

Чтобы выбрать форму регистрации и не прогадать, нужно изучить советы специалистов и, возможно, проконсультироваться с юристом и бухгалтером.

2. На какой маркетплейс выходить?

Однозначного ответа тут нет: есть примеры успешных селлеров, которые стартовали с Ozon, есть те, кто раскрутился на Wildberries, кто-то вообще начинал с маленьких нишевых маркетплейсов.

Вот какие критерии нужно брать в расчет при выборе площадки:

  1. Стоимость регистрации. На данный момент плату за регистрацию берет только Wildberries, на остальных маркетплейсах можно начинать торговать бесплатно.
  2. Условия модерации. На разных площадках они разные: могут потребовать паспортные данные, лицензии на товары. Модерация может занять от нескольких минут до нескольких суток.
  3. На каком маркетплейсе популярен ваш товар. Продавать его стоит там, где люди привыкли его покупать. Например, одежда и обувь традиционно продается на Wildberries, а стройматериалы — на ВсеИнструменты.ру.
  4. Как работает поддержка маркетплейса. На начальном этапе может возникнуть много вопросов, важно, чтобы на них профессионально и быстро ответили. Например, поддержка Wildberries отвечает долго, но на сайте есть много видеокурсов, по которым можно разобраться самостоятельно. У Ozon есть бесплатный университет для селлеров, у Яндекс Маркета — подробные инструкции и свой ютуб-канал.

3. Какую модель сотрудничества с маркетплейсом выбрать?

Основные модели сотрудничества две: FBO и FBS.

FBO — Fulfillment by Operator — это значит, что маркетплейс хранит товар у себя и доставляет его покупателю тоже сам. Продавцу нужно только привезти товар на склад площадки.

Маркетплейс в этом случае возьмет комиссию за продажу, а также за доставку и хранение.

Такая модель подходит, если товар ходовой и его часто заказывают: так продавцу не нужно будет переплачивать за дополнительное хранение.

FBS — Fulfillment by Seller. При такой схеме продавец хранит товар на своем складе, а когда его заказывают, он упаковывает его и передает для доставки маркетплейсу.

Маркетплейс берет комиссию за продажу и за доставку.

Такая модель подходит, если товар заказывают нерегулярно и хранение на складе маркетплейса может обойтись дорого. На этой модели работы продавцы тестируют спрос: если товар окажется непопулярным, расходы продавца будут минимальными.

4. Как выбрать, чем торговать?

Если у бизнесмена уже налажено производство и продажа какого-то товара, то этот вопрос отпадает сам собой. А для тех, кто еще не определился, чем торговать, есть несколько правил.

Товар должен быть разрешен к продаже. Некоторыми товарами по закону запрещено торговать в интернете, например, это алкоголь или рецептурные препараты. На другую продукцию может наложить запрет сам маркетплейс, например, на Ozon нельзя продавать пиротехнику, табак, растения.

На товар должен быть спрос на выбранном маркетплейсе. Нужно проверить, ищут ли подобный товар на данной площадке, быстро ли его раскупают. Такую информацию можно получить в личном кабинете маркетплейса или в стороннем сервисе аналитики, например, MarketPapa.

В личном кабинете Яндекс Маркета можно посмотреть, каких товаров не хватает на маркетплейсе
В личном кабинете Яндекс Маркета можно посмотреть, каких товаров не хватает на маркетплейсе

У товара высокая маржинальность, то есть, его можно закупить достаточно дешево, а продать в несколько раз дороже. Это нужно для того, чтобы окупить все расходы: на доставку, упаковку, комиссии маркетплейса и при этом получить прибыль.

Товар находится в средней ценовой категории. Такие вещи охотнее покупают на маркетплейсах, ценность недорогого товара легче донести до покупателя. Ориентируйтесь на диапазон от 1000 до 3000 рублей. Если товар будет дешевле, будет сложно окупить расходы на комиссию и логистику.

Товар не должен быть крупногабаритным: такой принимают не на каждом складе и доставка будет стоить дороже.

Лучше, чтобы товар был безразмерным, если речь идет об одежде или обуви. В этой категории товаров очень большой процент возвратов: выкупают примерно 30% заказанных вещей. Основная причина возвратов — товар не подошел по размеру. Если вещь будет безразмерной, например, свободные футболки, худи, халаты или тапочки, то возвратов будет меньше.

Вы должны разбираться в своем товаре. Так вы сможете проверить качество у поставщика, грамотно ответить на вопросы покупателей.

5. Где искать поставщиков?

Обычно товар покупают или у производителя или у его дистрибьюторов. Есть несколько вариантов найти поставщика:

В поисковиках в интернете. Но надо принимать во внимание, что оптовые продавцы редко вкладываются в продвижение своего сайта, поэтому скорее всего придется пролистать несколько страниц.

У конкурентов. Поищите контакты производителя на этикетке товаров, которые продает конкурент или в документах, подтверждающих качество.

Например, вам понравился чай и вы хотите выйти на его производителя. Изучите этикетку и найдите компанию в интернете
Например, вам понравился чай и вы хотите выйти на его производителя. Изучите этикетку и найдите компанию в интернете

На выставках и форумах. На таких мероприятиях можно получить опытные образцы и лично обсудить условия сотрудничества.

На китайских торговых площадках. В нашей стране продается очень много китайских товаров, но если покупать его в России, вы будете переплачивать посреднику. Лучше обратиться к продавцу напрямую. Искать китайского поставщика можно на таких площадках как Alibaba, 1688, Global Sources.

6. Какие документы нужны для торговли на маркетплейсе?

Есть список документов, которые обязательно будут нужны для торговли на маркетплейсе:

  • договор с площадкой;
  • документы безопасности на товар — сертификат или декларация соответствия, а если они не нужны, то отказное письмо;
  • коды маркировки, если товар подлежит маркировке в системе «Честный знак»;
  • свидетельство на собственный товарный знак, если есть, или разрешение на продажу товаров под чужим товарным знаком;
  • лицензия нужна на некоторые товары, например, на БАДы.

Некоторые маркетплейсы требуют выгрузить полный пакет документов при регистрации, а некоторые не выдвигают такого требования, но могут в любой момент проверить наличие у вас сертификата или декларации.

7. Какое оборудование понадобится для торговли на маркетплейсе

От того, какой товар и в каких объемах вы собираетесь продавать, зависит набор необходимого оборудования. Вот что может пригодиться:

Принтер. Нужен обязательно: на нем селлер распечатывает документы. На самоклеящейся бумаге с помощью принтера можно распечатать и наклейки на товар, но тогда их придется вырезать самостоятельно.

Термопринтер облегчит работу с наклейками, он печатает их на специальной ленте, вручную вырезать не придется.

Сканер для кодов. Он необходим, если вы собираетесь работать с товарами, которые маркируются в системе «Честный знак».

Онлайн-касса и эквайринг нужны в редких случаях, когда продавец сам доставляет товары до покупателя.

Как сэкономить на налогах при торговле на маркетплейсах, как выделиться среди конкурентов и как получить первые продажи, читайте в статье «Бизнес секретов».

Еще больше информации о маркетплейсах читайте в нашем телеграм-канале.