Найти в Дзене
Плоды раздумий

Долгое прозрение-4

НАЧАЛО

Наталья часто видела своего бывшего мужа, ведь он с матерью жил на соседней улице. Сначала она здоровалась с ним, но он не находил нужным отвечать. Тогда и она стала проходить мимо него молча. Она видела иногда, как он сидел на лавочке возле дома, ведь ему дали инвалидность, и теперь он мог и не работать, хотя вполне справился бы с работой сторожа или продавца-консультанта в каком-нибудь строительном магазине, даже в том, где он работал до их переезда в Мартыновку, ведь не всю же руку ему ампутировали. Видно от безделья вскоре он снова начал пить.

– Почти всю пенсию пропивает, – жаловалась свекровь при встрече, – а там этой пенсии гроши. Участковый уже несколько раз приходил, стыдил его, но он его и не слушал.

Наталье было жалко женщину, но в то же время она думала, что правильно поступила, освободившись от такого мужа.

После каникул, когда начался уже учебный год, Наталья забрала сына и они окончательно вернулись в свой дом. Хоть за лето она изрядно поиздержалась, но сидеть на шее у родителей было уже стыдно. И тут Олег предложил ей подработать в выходные дни, у них еще оставались помидоры на грядках и огурцы в двух теплицах, обычно торговала его жена, но сейчас она занималась только ребенком.

Наталья, подумав, согласилась, надеясь, что сможет продать и свои яблоки, а их в этом году было очень много. За шесть выходных дней она продала все, что оставалось у Олега, продала излишки кабачков у тети Нины, да еще груши с родительского сада, ну и свои яблоки, конечно. Заработала она довольно приличную сумму. За эти дни Наталья четко усвоила известную поговорку "Как потопаешь, так и полопаешь", поэтому решила в следующий огородный сезон расширить ассортимент овощей для посадки. Ведь и помощник у нее уже основательно подрос.

Потихонечку осень вступала в свои права. С новыми окнами в доме у Натальи стало значительно теплее и она уже подумывала о том чтобы сменить и входную дверь, но для этого пока денег у нее не было. То, что она получала с пенсии бывшего мужа, было каплей в море, а ее зарплата вся уходила на еду и оплату того небольшого кредита, который она брала на ремонт. Но Наталья не отчаивалась, она уже поняла, что имея хоть и небольшой участок земли, им с сыном можно жить безбедно.

А, глядя на Олега, который крутился как белка в колесе, видела, что можно жить совсем хорошо. Она знала, что в планах у Олега первым пунктом стояла установка еще двух теплиц во дворе у своей бабушки. Но у Наташи мужчина был слишком мал, чтобы строить планы о развитии приусадебного участка. Хотя думы об этом у нее с некоторых пор стали появляться, ведь начали поговаривать о том, что почту, возможно, у них в Мартыновке закроют, пока же она работала и старалась не думать об этих слухах.

Однажды из окна почты она увидела свою бывшую свекровь, у нее все лицо было разбито. Она хоть и шла опустив голову, но все равно было видно.

– Ах, скотина, на мать даже руку поднял. Интересно, а участковый знает?

Тот знал, и даже посадил его под замок, выдавая ему горбушку хлеба и бутылку воды на день. И так продержал его три дня. А напоследок запугал его:

В следующий раз "найду" у тебя "кое-что" и посажу, причем надолго. Как ты думаешь, кому поверят мне или тебе? Тот притих на некоторое время, а потом принялся за старое, только теперь всю свою пенсию он пропивал, коллеги на почте говорили Наталье, что она вовремя от него избавилась А вот мама его до сих пор сына жалела. Наталья же жалела ее, часто приглашая ее в гости, чтобы накормить. Вскоре они все втроем решили, что бабушка переедет к ним жить. И она ближе к зиме переехала к ним.

Оставшись один, сын попытался как-то ворваться в дом к Наташе, но она вызвала участкового. И тот снова посадил его на три дня на голодный паек, но уже превратившегося в законченного алкоголика мужчину этим было не удивить.

Бабушка боялась, что он устроит пожар и у нее в доме, и все порывалась уйти домой, но Наташа ее не пускала.

А вскоре одна из коллег по работе на почте, у которой был родственник инвалид третьей группы спросила Наташу:

– Какая группа у твоего бывшего мужа?

Та спросила у свекрови, так как сама не знала. Оказалось, что третья, а та в ответ сообщила ей,что третью группу подтверждают ежегодно. Мать сказала об этом сыну, но ему было уже все равно, таким образом он никуда не пошел и, конечно же, лишился даже тех копеек, которые платили ему как инвалиду.

От него отказались и все так называемые друзья, то есть собутыльники, ведь денег у него больше не было.

А зима потихоньку подбиралась, уже по утрам были заморозки. А вскоре выпал снег. Наталья видела, что мать переживает за сына:

– Наташа, может сейчас, когда у него денег совсем нет он угомонится. Пойду-ка я к себе жить, скажу, что моя пенсия у тебя, что ты с нее платишь за свет и за газ. А за продуктами мы с Витей ходить будем.

И Наталья сдалась.

Свекровь вернулась домой, сын видел, что денег у нее нет, но он подглядел, как в магазине Витя передает ей деньги, чтобы расплатиться за продукты. И в следующий раз, когда они шли в магазин, он отобрал у мальчика деньги. Да еще и основательно избил мать, за то, что она кинулась защищать внука. В этот раз его отправили в город, где он и отсидел пятнадцать суток. А когда вышел, то отправился домой, сев на автобус идущий в сторону их Мартыновки, он поведал водителю, что он из больницы и, что денег у него нет его, так как выписали его неожиданно. Водитель его пожалел и довез до Мартыновки, тот рассчитывал, что водитель завернет и в само село, но водитель сказал:

– Нет, я и так выбился из графика, а метель усиливается.

Выйдя на трассе, он свернул на дорогу идущую в село, ему нужно было пройти полтора километра. В летнее время это было можно сделать быстро, но, начавшаяся еще днем метель, к ночи разыгралась.

Его нашли только на второй день, случайно. Кто-то из ребят решил выяснить за сколько времени он доберется до трассы на лыжах. Организовывать и оплачивать похороны пришлось Наталье. Свекровь тяжело переживала смерть сына, винила себя. А Наташа приказала Вите приглядывать за бабушкой, а также попросила тетю Нину заходить к ним в гости почаще, особенно когда она была на работе.

– Да, любовь слепа, особенно материнская, – сочувствовала женщине тетя Нина.

Для свекрови зима тянулась долго и мучительно, ведь Наташа не пускала ее домой, переживая за нее. А весной она засобиралась в город:

– Наташа, может быть твой отец отвезет меня к нотариусу, пока еще рано за огород браться, я собираюсь оформить на тебя завещание на мой дом. Он хоть и плохонький, но у меня соток-то больше, а они, как я думаю, тебе не помешают. А когда Витя вырастет, то новый дом себе поставит. Я верю, что он сможет. Он, слава Богу, в тебя пошел, а не в отца.
– Но…
– Ты меня не отговаривай, я тебе отдам этот листочек и буду дальше жить со спокойной совестью, я ведь не знаю сколько мне еще отмерено, летом буду у себя, а зимой к вам будут перебираться, коль ты согласна будешь.

Вскоре, выбрав время, отец Натальи свозил ее в город к нотариусу. И довольная женщина отдала свое завещание Наталье на сохранение, так как боялась забыть, куда она спрячет его.

Лето в этом году наступило не сразу, вся первая половина июня была хмурая и дождливая, но у Олега в теплицах урожай был хороший. Отец Наташи по совету дочери тоже поставил теплицу у себя во дворе, и родители были очень довольны урожаем огурцов.

Наташа хотела рассадить клубнику, и сразу на двух участках: у себя и у бабушки. Торгуя в прошлом году она видела, как хорошо брали клубнику в конце прошлого сезона. Она боялась за свое и Витино будущее, ведь разговоры о закрытии почты так и продолжались, и все решили, что надо искать или работу, или альтернативный способ заработка. Она уже подумала о том, чтобы искать работу в городе, ведь больше половины трудоспособных жителей Мартыновки работали там.

Витя подрос, и бабушка была еще в силах чтобы накормить его, когда мать была на работе, кроме приготовления обеда ее больше ничем не нагружали.

Наталья, после школы, закончив экономический колледж, сразу устроилась на почту. У нее уже был и хороший стаж работы, и опыт. В городе она легко могла пойти работать в любое отделение связи.

– Но будет ли тогда у меня время на садово-огородные работы, а ведь это тоже неплохой заработок.

Это Наталья поняла, когда помогала Олегу.

– Да, выращивать овощи тяжело, но деньги просто так в руки не даются, – думала она.

В конце концов она решила, что пока есть работа, надо все-таки попробовать вариант с клубникой.

И Наташа рассадила клубнику на двух участках, и помогали ей сын и племянник с племянницей. Помогала также и свекровь, но больше своими советами, ведь она знала, как с ней обращаться, у нее часть участка уже была засажена ремонтантной клубникой.

Год выдался в меру жаркий, и теплый сентябрь держался до последнего и Наталья уже считала, что очень удачно выбрала себе бизнес. Они с Верой, женой Олега, торговали на рынке сразу в двух местах, объединив товар, так выходило быстрее. А их бабушка согласилась сидеть в это время с маленькой дочкой Веры, а частенько к ней присоединялась и тетя Нина, так им всем было веселее.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Мои многоуважаемые читатели! От всего сердца желаю вам успехов и всех благ, жду ваших отзывов и лайков.

А еще предлагаю вашему вниманию следующие рассказы:

Тревожный сон

Верность слову

Женская месть

Непрошенные гости