Честно говоря, мантры современных «продвинутых» педиатров меня немного пугают.
- "ОРВИ 12 раз в год – это нормально"
- "температура 39 – это нормально"
- "водить ребёнка в сад с соплями – это нормально"
Вот правда, это пугает. Даже больше, чем если бы доктор просто подкрался и гавкнул.
Что тут нормального – так это кашель. Потому что кашель – это естественная реакция на какое-то неблагополучие в организме. А неблагополучие может быть каким угодно – скоплением мокроты, инородным телом, отеком слизистой оболочки или просто раздражением бронхов или трахеи. И если ребёнок кашляет, (тем более если это длительный кашель без температуры) причину искать придётся – потому что эта причина может оказаться серьезным заболеванием.
Сразу бросаться давать «что-нибудь от кашля для детей» лучше не надо. Если кашель не изматывает ребёнка, лучше сначала разобраться, откуда он берётся
А кстати, откуда? И что с ним, чёрт возьми, делать?
Влажный кашель
Тут все просто. Ребёнок откашливает мокроту (другой вопрос – откуда взялась та самая мокрота, но об этом чуть позже). Нам с вами нужно просто найти ее источник.
Послушать лёгкие. Если там доктор услышит хрипы – значит, мокрота в бронхах, и надо сделать так, чтобы она, во-первых, как можно легче бы оттуда ушла (это вовсе не значит, что муколитики нужно пить обязательно), а во-вторых, перестала бы образовываться. А поскольку самая частая причина образования мокроты – это инфекция, следующим нашим шагом будет общий анализ крови с лейкоцитарной формулой. Вот уже по результатам этого анализа подобрать лечение будет проще простого – если конечно ваш педиатр хоть чему-то научился.
А если при выслушивании доктор вдруг скажет, что «в легких чисто»? Это что-то меняет?
Конечно меняет. Это значит, что мокрота течёт откуда-то сверху – например, из носа или носоглотки. Давать что-либо от кашля тут не просто бесполезно, а даже вредно – ребёнок будет просто захлёбываться. Действовать надо просто – прекратить образование соплей, которые стекают вниз. Опять де, лечить насморк должен уметь любой врач. Или даже любая мама.
Вот с сухим кашлем все гораздо сложнее.
Причинами сухого кашля могут быть:
- Патологический кашлевой рефлекс
- Раздражение задней стенки глотки
- Отек голосовых складок
- Отек слизистой оболочки трахеи
- Отек слизистой оболочки бронхов
- Спазм мелких бронхов.
Говорят, в 2012-2018 годах существовал стартап, который обещал создать приложение для диагностики кашля по звуку. По мнению разработчиков, мама должна была записать кашель своего ребенка на телефон, а программа должна была по звуку кашля выдать наиболее вероятную его причину. Разработка приложения закончилась полной неудачей и в 2018 году проект был закрыт. В 2019 году цели программистов, работающих на этой ниве стали скромнее – по звуку кашля помочь быстро выявлять инфекцию COVID-19. Приложение, насколько я знаю, по сию пору находится в разработке…
Так что искать причину кашля по-прежнему приходится докторам, которые вооружены старым добрым фонендоскопом. Ну и фонариком.
Кашель при отеке голосовых складок (ларингит или ложный круп) даже мамы не путают ни с чем – особенно если у их детей это хотя бы один раз уже случалось.
Выслушивание позволяет выявить отек слизистой оболочки трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит). С всем остальным все оказывается намного сложнее.
Сухой кашель, вызванный спазмом бронхов (бронхиолит у маленьких детей, вирусная и микоплазменная пневмония, бронхиальная астма) при выслушивании не дает никаких зацепок. Педиатры разводит руками и говорят «в легких чисто». Правда, умные педиатры расценивают это не как излишнее беспокойство мамы – ну кашляет ребенок и кашляет – а как симптом. Выявить причину кашля позволяет применение таких несложных приборов, как пульсоксиметр (с некоторых пор он есть в чемоданчике каждого педиатра) и пикфлуометр. Ну а если действовать по-старинке, помогут рентген легких и общий анализ крови.
Сложнее всего выявить патологический кашлевой рефлекс. Он может сформироваться в результате перенесенного коклюша, может возникнуть на фоне рефлюкс-эзофагита, а может быть и просто «кашлем по привычке», справляться с которым приходится уже не педиатрам и пульмонологам, а неврологам и детским психологам.