Найти в Дзене

Некрополь XVIII века Лазаревское кладбище. Часть №4. Жизнь 1-го министра финансов России

Старые городские кладбища Санкт-Петербурга, коих в Петербурге немалое количество, наравне с дворцами и памятниками являются частью историко-культурного наследия города. В ряду исторических погостов Лазаревское кладбище, он же Некрополь XVIII века, стоит особняком.

Лазаревское кладбище. Фото автора.
Лазаревское кладбище. Фото автора.

В чем это выражается? Во-первых, наряду с Сампсониевским кладбищем оно одно из самых старых, во-вторых, здесь, как правило, хоронили знатных особ, в эпоху Петра I требовалось особое на то разрешение, а некоторые "постояльцы" и вовсе удостаивались особой чести - личного присутствия императора на похоронах, когда он лично провожал в последний путь усопшего и присутствовал на погребении, на том же Сампсониевском кладбище производили захоронения ремесленников, купцов, мещан, хотя были и дворяне, т.е. оно, Сампсониевское и другие кладбища были открытыми, общегородскими, и в-третьих, будет трудно найти в Петербурге другое кладбище с таким количеством интересных с исторической и художественной точки зрения памятников и надгробий.

Могила Воронихина А.Н. Фото автора.
Могила Воронихина А.Н. Фото автора.

Перед нами могила и надгробный памятник автору мемориала воинской славы и православного храма - Казанского собора, именно такт, и не иначе воспринимается этот выдающийся памятник русской архитектуры. Из других известных его работ - здание Горного института, колоннады у Большого каскада Петергофа, по его проекту выполнена отделка парадных интерьеров многих известных дворцов, например, Строгановского и Павловского. С Павловском его многое связывает, прежде всего, именно он, после Винченцо Бренна, одно время занимал пост главного архитектора. Помните кентавров на мосту через реку Славянку, а Розовый павильон?

Могила Воронихина А.Н. Фото автора.
Могила Воронихина А.Н. Фото автора.

Савва Морозов (купец первой гильдии), Василий Тропинин (великий русский художник), Михаил Щепкин (основоположник русской актерской школы), Петр Елисеевич Касаткин (основатель купеческого рода Елисеевых), Никита Демидович Антуфьев, более известный как Никита Демидов (основатель промышленной династии Демидовых) - этот список можно продолжать и дальше, а объединяет их всех одно, все они бывшие крепостные, ставшие в России знаменитыми и известными людьми. К их числу относится и герой нашей публикации - Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), академик перспективной живописи, архитектор и профессор архитектуры. Все эти люди, еще до манифеста Александра II об отмене крепостного права, благодаря таланту, трудолюбию смогли выйти из крепостной зависимости и оставить свой след в истории, стать теми, кого мы знаем и помним до сих пор.

Лазаревское кладбище. Фото автора.
Лазаревское кладбище. Фото автора.

Мы у могилы князя Михаила Михайловича Голицына (1793-1856), русского военного деятеля, генерал-майора Генерального штаба, правнука знаменитого сподвижника Петра I фельдмаршала М.М. Голицына и московского губернатора Б.Г. Юсупова. Какой солдат не мечтает быть генералом, тем более член рода князей Голицыных. Князь прошел все ступени воинской службы и званий: прапорщик, подпоручик, поручик, штабс-капитан, капитан, полковник. Десять лет на гражданской службе в министерстве Императорского двора - департаменте уделов, затем вновь на военной службе в Генеральном штабе в звании полковника, наконец, 1841 год - присвоение звания генерал-майора.

Могила князя М.М. Голицына. Фото автора.
Могила князя М.М. Голицына. Фото автора.

За участие в войне с Наполеоном и заграничных походах русской армии в 1813-1815 годах и безупречную службу на благо России награжден десятью российскими и иностранными орденами. Законной супругой князя М.М. Голицына была внучка полководца А.В. Суворова, княжна Италийская,

до замужества графиня Мария Аркадьевна Суворова-Рымникская (1802-1830). На могиле Голицына видим мраморный саркофаг с восьмиконечным вырубленным крестом на крышке...

Могила князя М.М. Голицына. Фото автора.
Могила князя М.М. Голицына. Фото автора.

А это надгробие представляет собой одно из наиболее значимых произведений мемориальной скульптуры русского классицизма, о чем мы и говорили в прологе. Это работа русского скульптора, академика, члена Совета Академии художеств, почетного ректора скульптуры И.П. Мартоса (1754-1835). После себя Иван Петрович оставил большое количество произведений, в число его заказчиков входили императоры Павел I, Александр I и Николай I. Одну из его многочисленных работ знает каждый из ныне живущих, это скульптурный монумент Минину и Пожарскому в Москве, у Покровского собора на Красной площади.

Могила Турчанинова Алексея Федоровича. Фото автора.
Могила Турчанинова Алексея Федоровича. Фото автора.

Так вот, мы видим скульптурную группу работы Мартоса, установленную на могиле крупного уральского солепромышленника и горнозаводчика, богатейшего человека России - Алексея Федоровича Турчанинова (1704-1787). Интересная судьба у этого человека. Сирота, не имевший документов, взят уральским промышленником Михаилом Филипповичем Турчаниновым на работу в должности приказчика, получил при этом от хозяина документы на имя Алексея Федоровича Васильев. Юноша оказался прирожденным купцом, отлично справлялся с работой.

Могила Турчанинова Алексея Федоровича. Фото автора.
Могила Турчанинова Алексея Федоровича. Фото автора.

После смерти Турчанинова наследство, за неимением сына, перешло к дочери Федосии Турчаниновой, после смерти родителя вышедшей замуж за приказчика своего отца. Этим самым человеком и был Алексей Федорович Васильев, взявший после бракосочетания фамилию жены. Алексей Федорович не только сохранил заводы покойного Турчанинова, но и обладая предпринимательской жилкой, талантом и умом, преумножил богатства, развил производство, построил новые заводы, в его владении оказался весь Сысертский горнозаводской округ с рудниками и заводами.

Могила Турчанинова Алексея Федоровича. Фото автора.
Могила Турчанинова Алексея Федоровича. Фото автора.

Алексей Федорович Турчанинов, был уникальной личностью, не просто успешным предпринимателем, если выражаться современным языком, Алексей Федорович был социально ответственным предпринимателем, это заключалось в отношении к своим рабочим. Так, работники его предприятий имели ежегодный месячный отпуск, чего и в помине не было на других заводах, кроме того, жители заводских посёлков отдавали своих детей в школы, правильнее сказать училища, организованные Турчаниновым, где помимо начального образования, дети получали первые навыки заводских профессий, рабочие и их семьи получали бесплатную медицинскую помощь и лекарства. Такие льготы и преференции для рабочих были в ту пору исключением из правил.

Лазаревское кладбище. Фото автора.
Лазаревское кладбище. Фото автора.
Могила Турчанинова Алексея Федоровича. Фото автора.
Могила Турчанинова Алексея Федоровича. Фото автора.

Еще одно его достоинство как предпринимателя, кстати, актуальное и в наши дни - помимо добычи, переработки руды и литья металла, он наладил производство готовой продукции. Указом Екатерины II возведен в дворянское достоинство. И в большей степени на это решение императрицы повлияло не столько предпринимательская деятельность, а организованное Турчаниновым и его рабочими сопротивление войскам Пугачева, шедшим на Екатеринбург. Вооруживший своих рабочих оружием, Турчанинов лично командовал успешной обороной и остановил бунтовщиков, это событие сыграло немалую роль в подавлении бунта. Через десять лет после восстания, в 1783 году Екатерина II по достоинству оценила самоотверженные действия Турчанинова. Умер Алексей Федорович в преклонном возрасте, ему было 83 года...

Лазаревское кладбище. Фото автора.
Лазаревское кладбище. Фото автора.

Необычное надгробие, не правда ли?! На ложе из гранитного постамента в безмятежном состоянии лежащая фигура мужчины, облокотившегося на левую руку, в сюртуке и накинутой шинели. Лежит и вглядывается в бесконечность уходящего неба...

Могила Магира Густава Адольфа. Фото автора.
Могила Магира Густава Адольфа. Фото автора.

Это скульптурное надгробие установлено на Бетанкуровской дорожке, на могиле Магира Густава Адольфа (1807-1842). Информации об этом человеке немного, известно, что это доктор медицины и хирургии, родился в Баварии, в 25 лет приезжает в Россию, устраивается на службу при дворе герцога Максимилиана Лейхтенбергского (родоначальника аристократического рода герцогов и князей императорской крови Лейхтенбергских-Романовских). Прожил 35 лет, совпадение, но его работодатель, герцог Лейхтенбергский тоже умер в 35 лет.

Могила Магира Густава Адольфа. Фото автора.
Могила Магира Густава Адольфа. Фото автора.
Могила Магира Густава Адольфа. Фото автора.
Могила Магира Густава Адольфа. Фото автора.

Бронзовая скульптура Магира была перенесена на Лазаревское кладбище в 1930-е годы при образовании Музея-Некрополь XVIII века, постамент же был оставлен на месте, на Смоленском кладбище. Интересно, на чем лежало скульптурное надгробие, если новый гранитный постамент был изготовлен по старому сохранившемуся образцу лишь в 2004 году?!

Могила Магира Густава Адольфа. Фото автора.
Могила Магира Густава Адольфа. Фото автора.
Лазаревское кладбище. Фото автора.
Лазаревское кладбище. Фото автора.

А вот еще один пример, когда карьерная лестница человека зависела не столько от семейного происхождения и титулов, а напрямую, от природных способностей и трудолюбия. Да, сегодня мы почтим память и выразим дань уважения человеку, положившему начало казначейскому делу в России. И это Алексей Иванович Васильев (1742-1807).

Могила Васильева А.И. Фото автора.
Могила Васильева А.И. Фото автора.

В 20 лет начиная свою государственную службу по части финансов с должности протоколиста в канцелярии Сената, ведавшая сбором податей и расходованием государственных средств, Васильев прошел путь до министра финансов Российской империи. За, практически, 45-летнюю добросовестную службу и особенные способности и знание в делах государственных Васильев заслужил доверие трех императоров Екатерины II, Павла I и Александра I, которые на протяжении своего правления выдвигали его на ответственные посты и назначали на высокие государственные должности по управлению финансами империи. Стоит отметить, что начинал Алексей Иванович свою карьеры финансиста тем самым сенатским регистратором и протоколистом еще при царствовании Елизаветы Петровны, дочери императора Петра I.

Могила Васильева А.И. Фото автора.
Могила Васильева А.И. Фото автора.
Могила Васильева А.И. Фото автора.
Могила Васильева А.И. Фото автора.

Напомню, Министерство финансов, наряду еще с семью другими, было учреждено Манифестом императора Александра I, изданного 8 сентября 1802 года. Этот документ стал первым актом реформы государственных органов управления. В результате, на смену коллегий, учрежденных еще Петром I, для более эффективного управления и оперативности работы отраслевых органов, были созданы министерства. В Манифесте содержались новые требования, в том числе и замена коллегиальной ответственности на персональную для каждого исполнителя и руководителя.

Могила Васильева А.И. Фото автора.
Могила Васильева А.И. Фото автора.

В таких условиях Васильев принял новую должность, в результате за годы нахождения на посту, с 1802 по 1807 годы, им были приняты многие важные законодательные решения, например, упорядочено взимание гербового сбора, упорядочено порядок составления бюджета страны, выпуск новых ассигнаций, особо стоит отметить, Васильев способствовал значительному сокращению государственного долга, и это в ту пору, когда Россия в эти годы участвовала в нескольких войнах, это и Русско-тлинкитская война 1802-1805гг, Русско-персидская война 1804-1813гг., Русско-турецкая война 1806-1812гг, а также продолжавшиеся с различной периодичностью Войны коалиций (2-й, 3-й, 4-й). Наведение порядка в в финансовом управлении, эффективность в управлении казенными средствами - показатели Васильева как успешного финансового министра.

Лазаревское кладбище. Фото автора.
Лазаревское кладбище. Фото автора.

На сегодня всё! Спасибо, что уделили время и досмотрели до конца, надеюсь вам понравилось! С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки, пишите отзывы, жду ответной реакции!