Терма (тиб. gter ma, «скрытое сокровище») — священные объекты Учения, которые были спрятаны и затем обнаружены последующими поколениями учителей. Чаще всего под терма подразумевают тексты, хотя это могут быть и ритуальные предметы. Открыватели терма называются тертонами.
Традиция терма особенно важна для буддийской школы Ньингма и традиции Юнгдрунг Бон. Некоторые тертоны принадлежали школе Кагью.
Виды терма
Обычно говорят о двух типах скрытых сокровищ:
- Сатэр (sa gter), терма земли — физические объекты, например, свитки с текстами, которые находят в горах, озерах, деревьях и других потайных местах.
- Гонгтэр (dgongs gter), терма ума — тексты, которые тертон открывает непосредственно с помощью ума.
Джон Мирдин Рейнольдс (Ваджранатха) также добавляет к списку промежуточный тип терма — те, которые приходят к тертону в виде откровений видения (dag-snang) и слушания (snyan-rgyud).
Однако даже в виде физических сокровищ тексты не всегда могут прочитать непосвященные. Например, согласно буддийской традиции, иногда они могут быть написаны на языке дакини.
Тертон — не просто «кладоискатель», он продолжатель линии передачи учения, иногда — реинкарнация ученика, получившего ранее устную передачу. Значит, он готов к тому, чтобы воспроизвести текст, и поэтому физическое воплощение терма необязательно.
История традиции терма
Буддисты школы Ньингма связывают традицию терма с великим учителем Падмасамбхавой, который принес учения Тантры и Дзогчена в Тибет. В VIII веке он поручил своей супруге Еше Цогьял записать тексты и скрыть их по всей стране, потому что тибетцы еще не были готовы их воспринять.
Среди знаменитых тертонов школы Ньингма — Ньида Сангье и его ученик Карма Лингпа (обнаружил «Бардо Тхёдол»), жившие в XIV веке. В XVIII–XIX веках жили другие великие тертоны: Джигме Лингпа, Чогьюр Лингпа и Дуджом Лингпа, в XX веке — Дуджом Ринпоче и Дилго Кхьенце Ринпоче. Открытие важнейших текстов не прекращалось спустя века.
Для последователей Юнгдрунг Бона эти годы также известны как время сокрытия множества текстов.
В VIII веке бонпо подвергались гонениям со стороны царя Трисонга Децена, который пригласил Падмасамбхаву в Тибет. Считается, что он хотел править единолично, избавившись от бонских священников и уничтожив авторитет самого Учения.
Дренпа Намка заключил с царем сделку: он примет буддизм и станет одним из учеников Падмасамбхавы, но царь разрешит ему спрятать множество священных текстов Бона.
Однако это не первая история сокрытия текстов Бона. Ранее последователи Учения уже подвергались гонениям в Тибете — от царя Дригума Ценпо в VII веке до нашей эры. Тогда бонпо и начали скрывать свои тексты как терма.
В Боне известно деление всех скрытых сокровищ на три раздела в зависимости от того, где они были найдены:
- «Северное сокровище» (byang gter) — Шанг-Шунг и север Тибета.
- «Центральное сокровище» (dbus gter) — центральный Тибет, недалеко от Самье.
- «Южное сокровище» (lho gter) — Бутан и юг Тибета.
Как величайший тертон Юнгдрунг Бона почитается Шенчен Луга. В XI веке он обнаружил Пещеру сокровищ (mdzod phug) — ее тексты ценны не только для традиции, но и для современных светских исследователей, потому что отчасти составлены на шанг-шунгском языке.
Даже неполный список терма, открытых Шенченом Лугой, включает в себя шестнадцать важнейших текстов Тантры и Дзогчена.
Деятельность Шенчена Луги ознаменовала возрождение Бона в Тибете. Возводились монастыри, а новые поколения тертонов находили новые терма.
Так, Жодтон Нгодруб Драгпа, современник Шенчена Луги, нашел «Великое обширное пространство высочайшей вершины, которая есть Великое совершенство» — важнейший текст бонского Дзогчена. Примерно в то же время Метон Гонгдзё Ритрод Ченпо основал другую линию передачу Дзогчена, Атри, добавив к текстам Отцовской Тантры терма ума.
В XIV веке другой тертон, Бонджиг Юнгдрунг Лингпа, обнаружил текст, из которого происходят многие практики, посвященные Цевангу Ригдзину.
История тертонов Юнгдрунг Бона не прерывается почти вплоть до современности. В XIX веке жили такие великие открыватели сокровищ, как Санг Нгак Лингпа и Кхандро Дечен Вангмо.
Санг Нгак Лингпа оставил после себя множество ритуальных текстов, среди которых, например — циклы практик, посвященных Сипе Гьялмо.
Теперь, когда распространение Учения не находится под непосредственной угрозой, традиция терма, кажется, принадлежит истории — однако мы не можем знать, не будут ли рождены новые тертоны, которые обнаружат новые скрытые тексты.