«Снова ерундой страдаешь? Нет бы чем-нибудь полезным занялась» — наверняка подобное не единожды говорили вам в детстве, а теперь похожие фразы вы произносите собственным детям, устав бороться с их желанием вместо уборки полистать ленту социальных сетей или просто полежать, глядя в потолок. Упрёк юного поколения в том, что оно вечно либо занимаются ерундой, либо стремится к этому, уже традиция: за это журили бабушки и дедушки наших родителей, те — нас, а мы строжимся над своими детьми. И все убеждены, что если даровать подростку свободу, принять, что он порой может не хотеть делать вообще ничего, и ещё хуже — не ругать его за излишнюю любовь к гаджетам, то из него вырастет невесть что. Так ли это на самом деле и стоит ли сражаться за то, чтобы каждую минуту ребёнок был занят делом?
Родители — не всемогущие
Стоит нам только отвлечься, как у подростка в руке оказывается телефон. И кто знает, чем он там занят? Может, историю учит? Конечно, вряд ли. Играет, пересылает ребятам очередное видео или смотрит что-то смешное. А вдобавок потом он этот телефон и за столом из рук не выпускает. И в школе, и по дороге в неё. И больше ничего не делает. А самое страшное — не хочет! И это кажется огромной проблемой, выходом из которой видится так заполнить день ребёнка учёбой, кружками, домашними делами и прочими «полезными» видами деятельности, чтобы времени на гаджеты и другую «ерунду» просто не осталось. В случае особого сопротивления — запретить. Мы же взрослые, нам виднее.
Но давайте будем честными друг с другом. Наш возраст и статус «главных» в отношении детей лишь дают нам надежду, что мы что-то можем прямо-таки разрешить или запретить. Безусловно, мы в силах усложнить им путь к «зависанию» в телефонах и прочим «пустым» видам досуга. И конечно, мы обсудим, как можно скорректировать эту ситуацию.
А сами-то?
Предлагаем начать с наиболее больной точки — самого факта бездельничества или праздного времяпрепровождения. Чем нам так насолило желание детей отделаться от «нужных» пунктов в расписании и зависнуть в гаджетах или пуститься в пляс в своей комнате?
Ответ прост: нас раздражает и беспокоит не сам телефон или компьютер, а то, что вместо этого подросток мог бы заниматься чем-то полезным.
Разумеется, по нашему мнению, полезным. Список традиционный: уроки, спорт, чтение книг, помощь по дому. И есть здесь доля лицемерия. Ведь мы сами пару-тройку раз в день ловим себя в состоянии разочарования оттого, что весь контент в своих социальных сетях мы уже просмотрели и пора возвращаться в мир. А как же желание плюхнуться на диван и просто лежать рядом с котом после рабочего дня?
Но вернёмся к детям и их досугу. Есть две разные проблемы. Первая — подросток отказывается заниматься чем-то «полезным». Вторая — что в итоге делает ребёнок в свободное от «полезных» дел время. Глубоко в душе мы догадываемся, что принуждать подростка к определённым видам деятельности — проигрышная стратегия. Поэтому можно не тешить себя иллюзиями, что если забрать у школьника гаджет, то он ринется изучать физику. Да, часть свободного от телефона времени он потратит на что-то небесполезное: порисует, полистает комиксы. Но большую часть продолжит заниматься «ерундой». Просто в другой форме.
Во всём виновата скука?
Почему их так тянет на бездельничество? Причин много:
- Истощение ресурсов — физических, интеллектуальных, эмоциональных. Времяпрепровождение в гаджетах почти не требует от нас усилий. А контент в социальных сетях расслабляет.
- Игры в гаджетах, определённый контент в соцсетях могут действительно отвечать интересам ребёнка.
- Общение. Подросток и общение — это практически синонимы. Мессенджеры, комментарии, форумы, перебрасывание сленгом в игре — всё что угодно, лишь бы взаимодействовать со сверстниками.
- Состояние тревоги, раздражения или любые другие неприятные эмоции. Гаджет помогает отвлечься.
- Скука и неумение себя занять.
Последний пункт родители считают главным. Но, как видите, помимо него есть и ряд не менее, если не более, существенных.
Если хотите изменить ситуацию, то стратегия отобрать атрибуты, которые развлекают ребёнка, так же эффективна, как зеленка при ангине. Необходимо присмотреться к своему подростку и понять, по какой именно причине он вместо книжек и бассейна проводит время на кровати с телефоном и наушниками. И в зависимости от этого есть несколько вариантов:
- В соответствии с интересами ребёнка найти и предложить ему какое-либо занятие. Это может быть как совместное хобби, так и кружок или секция. Да, это потребует сил и времени. Мы живём в реальности с гаджетами, и нам, родителям, приходится с ними конкурировать.
- Помочь подростку справиться с эмоциями. Но прежде вы должны выстроить с ним такие отношения, в которых вы сможете это сделать.
- Научить ребёнка занимать себя самостоятельно. В идеале — до подросткового периода.
- Договориться. Например, определить время в расписании дня, когда ребёнок волен заниматься тем, чем пожелает. Или провести время в гаджетах или играх вместе.
А что, собственно, случилось?
Но всегда задавайте себе вопрос: «зачем я это делаю?». Это важно, потому что бездельничество — не вселенское зло. Более того, оно даже полезно. Мы, будучи хорошими родителями, вкладываемся в ребёнка как можем: отдаём его в школу с серьезной нагрузкой, записываем в десяток кружков, водим по репетиторам, регулярно рассказываем вдохновляющие истории о себе в детстве и своих знакомых. В переводе на психологический — подменяем его мотивацию своей.
И вот ребенок дорастает до момента, когда может нам сказать «нет». И не идёт к репетитору или в секцию, а ложится на диван. А мы ничего сделать и не можем уже: не потащим же силой. Но в это время подросток не просто так лежит. Он взращивает собственную мотивацию. Вашу он слушать уже перестал, а свою замечать пока не научился. Истинные же желания слышно в тишине и покое.
Помните картинку про силу ростка, который пробивается сквозь асфальт? Это отличная метафора мотивации. Этот росток когда-то станет деревом, если мы отступим и на время оставим ребёнка в покое. Но если отпустить ситуацию с телефоном, то только это ему и будет интересно, скажут родители. Риски есть. Но с другой стороны, какая альтернатива? Давить? И до какого возраста вы планируете держать сына или дочь в ежовых рукавицах? Во сколько лет дадите возможность лечь и заняться «ничегонеделанием»?
Если вы хотите, чтобы всё то же самое происходило без телефона, придётся приложить усилия:
- наблюдать за ребёнком и причинами его поведения;
- выстраивать отношения, в которых подросток будет рад вас послушать;
- предлагать другие варианты досуга;
- разговаривать, интересоваться его увлечениями.
И главное — не стремиться до минуты расписать день ребёнка и дать ему право, как и любому нормальному человеку, уставать и ничего не делать или провести время так, как ему действительно хочется.
Всё это очень трудно совмещать с требованиями, давлением, попытками отнять телефон, контролем и обесцениванием.
Если у вас есть вопросы, на которые вы хотите получить экспертный ответ в следующих материалах, заполните форму по ссылке, либо задайте их в комментарии. Специалисты Института воспитания обязательно ответят.
____________________________
Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.