Найти тему
Институт воспитания

Доверительные отношения — какие они?

Оглавление

Психологи и педагоги, говоря о том, как воспитывать детей, часто ссылаются на «доверительные отношения». Они помогают наладить диалог с детьми любого возраста, и главное, являются гарантом мира в семье в период подросткового кризиса.
О том, какие они — доверительные отношения, как их выстраивать и с какого возраста начинать это делать, рассказала
Светлана Лобынцева, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания.

Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com
Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com

Как характеризуются доверительные отношения?


В доверительных отношениях человек чувствует и проявляет себя естественно, бывает «самим собой».
В доверительных отношениях нет манипуляции, когда один человек или группа использует различные психологические приёмы, чтобы человек сделал что-то, чего от него ожидает другой.

-2

Простыми словами, доверие – это, когда ты полностью уверен в другом человеке и знаешь, что он желает тебе только добра.

Самый простой путь к доверительным отношениям в семье – это честность и открытость с собой и своим ребёнком.

С какого возраста и как надо налаживать доверительные отношения?

Психологи считают, что доверие формируется с первых дней жизни, когда ребёнок получает необходимую заботу от родителей (взрослых) и удовлетворяются его потребности. Тогда ребёнок знает, что он в безопасности как физической, так и психологической – он доверяет миру и окружающим его людям.

Но эти отношения могут разрушиться, если взрослые:

  • обижают ребёнка;
  • сравнивают с другими детьми;
  • рассказывают другим то, чем малыш с ними делится;
  • высмеивают, манипулируют, обманывают и так далее.
С первых дней жизни ребёнка важно, чтобы, кроме любви и эмоциональной привязанности, он чувствовал уважение, признание и заботу.

Из чего складываются доверительные отношения?

Основные составляющие доверительных отношений между ребёнком и родителями — уважение, внимание, забота, искренность и открытость.

Со стороны взрослого необходима заинтересованная забота по отношению к ребёнку. Если родитель искренне интересуется жизнью, увлечениями, трудностями ребёнка в школе, в общении со сверстниками и других сферах жизни, не боится при этом сам того, что не совпадает с его установками (привычками), а искренне делится своими чувствами по этому поводу и открыто ищет компромиссы во взаимодействии с ребёнком, то это позволяет развивать и сохранять доверительные отношения.

При этом у ребёнка и взрослого априори разные роли – родитель обязан быть образцом тех ценностей, которые хочет видеть в своем ребёнке, авторитетом, на которого хочется равняться.

Искусственно завоевать авторитет не получится – дети (особенно подростки) очень чувствительны к любой неискренности и фальши.

Доверительные отношения с ребёнком не означают, что взрослый «выплескивает» на ребёнка все свои трудности и проблемы – это может быть запредельным для неокрепшей детской психики. Если родителя что-то тревожит, нужно спокойно и открыто об этом говорить ребёнку в формате «Я-сообщения»: «я волнуюсь, меня тревожит, я хочу обсудить…»

-3

Если у вас есть вопросы, на которые вы хотите получить экспертный ответ в следующих материалах, заполните форму по ссылке, либо задайте их в комментарии. Специалисты Института воспитания обязательно ответят.

____________________________

Материал подготовлен Светланой Лобынцевой, ведущим научным сотрудником Института воспитания.

____________________________

Иллюстрации автора Pana, участвующие в оформлении статьи, взяты из открытых источников интернета по свободной лицензии storyset.com
Иллюстрации автора Pana, участвующие в оформлении статьи, взяты из открытых источников интернета по свободной лицензии storyset.com

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.