Психологи и педагоги, говоря о том, как воспитывать детей, часто ссылаются на «доверительные отношения». Они помогают наладить диалог с детьми любого возраста, и главное, являются гарантом мира в семье в период подросткового кризиса.
О том, какие они — доверительные отношения, как их выстраивать и с какого возраста начинать это делать, рассказала Светлана Лобынцева, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания.
Как характеризуются доверительные отношения?
В доверительных отношениях человек чувствует и проявляет себя естественно, бывает «самим собой».
В доверительных отношениях нет манипуляции, когда один человек или группа использует различные психологические приёмы, чтобы человек сделал что-то, чего от него ожидает другой.
Простыми словами, доверие – это, когда ты полностью уверен в другом человеке и знаешь, что он желает тебе только добра.
Самый простой путь к доверительным отношениям в семье – это честность и открытость с собой и своим ребёнком.
С какого возраста и как надо налаживать доверительные отношения?
Психологи считают, что доверие формируется с первых дней жизни, когда ребёнок получает необходимую заботу от родителей (взрослых) и удовлетворяются его потребности. Тогда ребёнок знает, что он в безопасности как физической, так и психологической – он доверяет миру и окружающим его людям.
Но эти отношения могут разрушиться, если взрослые:
- обижают ребёнка;
- сравнивают с другими детьми;
- рассказывают другим то, чем малыш с ними делится;
- высмеивают, манипулируют, обманывают и так далее.
С первых дней жизни ребёнка важно, чтобы, кроме любви и эмоциональной привязанности, он чувствовал уважение, признание и заботу.
Из чего складываются доверительные отношения?
Основные составляющие доверительных отношений между ребёнком и родителями — уважение, внимание, забота, искренность и открытость.
Со стороны взрослого необходима заинтересованная забота по отношению к ребёнку. Если родитель искренне интересуется жизнью, увлечениями, трудностями ребёнка в школе, в общении со сверстниками и других сферах жизни, не боится при этом сам того, что не совпадает с его установками (привычками), а искренне делится своими чувствами по этому поводу и открыто ищет компромиссы во взаимодействии с ребёнком, то это позволяет развивать и сохранять доверительные отношения.
При этом у ребёнка и взрослого априори разные роли – родитель обязан быть образцом тех ценностей, которые хочет видеть в своем ребёнке, авторитетом, на которого хочется равняться.
Искусственно завоевать авторитет не получится – дети (особенно подростки) очень чувствительны к любой неискренности и фальши.
Доверительные отношения с ребёнком не означают, что взрослый «выплескивает» на ребёнка все свои трудности и проблемы – это может быть запредельным для неокрепшей детской психики. Если родителя что-то тревожит, нужно спокойно и открыто об этом говорить ребёнку в формате «Я-сообщения»: «я волнуюсь, меня тревожит, я хочу обсудить…»
Если у вас есть вопросы, на которые вы хотите получить экспертный ответ в следующих материалах, заполните форму по ссылке, либо задайте их в комментарии. Специалисты Института воспитания обязательно ответят.
____________________________
Материал подготовлен Светланой Лобынцевой, ведущим научным сотрудником Института воспитания.
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.