14 сентября истёк срок, к которому российские регуляторы должны были принять решение по стабилизации ситуации на рынке дизельного топлива. Официальных заявлений не было сделано, тем временем цены на дизельное топливо побили на бирже новый рекорд, приблизившись к 74 тыс. рублей за тонну. Одна из главных причин роста цен – увеличение экспорта, запретить или значительно ограничить который в ближайшее время практически невозможно.
Цены на летнее дизельное топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 15 сентября достигли отметки 73 758 рублей за тонну. Для сравнения: в июле прошлого года, когда цены на дизель тоже росли, рекордными стали 56 769 рублей за тонну.
Средняя розничная цена дизельного топлива в России, по данным Росстата, повысилась за неделю с 4 по 11 сентября на 1,7 процента – до 62,64 рубля за литр. По всей видимости, вслед за биржевыми показателями цифры продолжат увеличиваться.
Как писал «Октагон», высокие цены на дизель одновременно с нехваткой топлива на внутреннем рынке стали проблемой для аграриев. Ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) направляла в конце августа письмо в Правительство РФ и Федеральную антимонопольную службу по поводу роста цен на дизель. Ранее Национальная ассоциация грузового автотранспорта «Грузавтотранс» в обращении к премьер-министру Михаилу Мишустину указала на отсутствие дизтоплива на сетевых заправках в ряде регионов.
Ожидалось, что российские власти примут жёсткие меры до середины сентября. Но Правительство, по оценкам наблюдателей, пока реагирует довольно пассивно.
– Были увеличены нормативы по продаже топлива на бирже, а нефтяникам рекомендовали направлять больше топлива на внутренний рынок, – отмечает аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
«Рекомендации, к сожалению, не очень эффективны, особенно учитывая снижение демпферных выплат и рост привлекательности экспорта из-за слабого рубля и повышенных мировых цен на нефть».
Александр Потавин, аналитик ФГ «Финам»
Именно экспорт считается одной из главных причин возникших проблем на отечественном рынке дизельного топлива. Пока российские аграрии грозят срывом уборочной и посевной кампаний, нефтяники расширяют поставки за рубеж. Официальную российскую статистику изучить невозможно – ни Таможенная служба, ни Минэнерго, ни Росстат подробные сведения не публикуют. За время подготовки материала на запрос «Октагона» министерство не ответило. Поэтому мы проанализировали публикации в СМИ разных стран, в том числе материалы, основанные на данных независимых статистических отраслевых агентств.
Неожиданный рост
До начала специальной военной операции экспорт российского дизельного топлива в течение нескольких лет сохранялся на уровне ниже 1 млн баррелей в сутки. Но в феврале 2022 года суточный объём поставляемого за рубеж ДТ впервые превысил эту отметку и достиг 1,1 млн баррелей.
Затем произошло кратковременное – до ноября 2022 года – снижение до 800 тыс. баррелей в сутки, а с марта 2023 года начался рекордный рост.
По подсчётам турецкого информагентства Anadolu, основанным на данных Vortexu, именно в первый месяц весны этого года объёмы вывоза из России дизеля были максимальными – 1,3 млн баррелей в сутки.
В апреле и мае 2023 года значения упали до 1,19 млн и 875 тыс. баррелей соответственно, но в июне вновь выросли – до 1,27 млн баррелей.
При этом за неделю с 12 по 18 июня, по данным Росстата, в России произвели 1,7 млн тонн дизельного топлива, или около 12,5 млн баррелей. Следовательно, на экспорт ушло свыше 70 процентов выпускаемой продукции.
Морской экспорт дизеля из России в январе – августе 2023 года увеличился на 16 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, приводит цифры старший эксперт Института энергетики и финансов РФ Александр Титов.
«Привлекательность экспорта нефтепродуктов относительно поставок на внутренний рынок с точки зрения максимизации доходов в этом году существенно повысилась: за счёт роста цен на мировых рынках и ослабления рубля».
Александр Титов, старший эксперт Института энергетики и финансов
Сказывается и то, что цены на моторное топливо частично субсидируются государством, отмечает Александр Потавин. Например, сейчас на экспорте бензина и дизельного топлива можно заработать примерно на 40 процентов больше, чем при сбыте на внутреннем рынке.
– Закон о корректировке топливного демпфера, вступивший в силу 1 сентября, только подливает масла в огонь. Новые параметры демпфера будут действовать до конца 2026 года, и экспортная альтернатива станет ещё желаннее. Это традиционно создаёт напряжённость физического баланса на внутреннем рынке, особенно на бензиновом, – уточняет Александр Потавин.
Исходя из представленных сервисом GlobalPetrolPrices данных, средняя цена на дизельное топливо в России в период с 5 июня по 11 сентября 2023 года составляла 59,91 рубля за литр. В то же время в мире цена была в 2,5 раза выше – 157,42 рубля.
Переориентация на друзей
С 5 февраля 2023 года вступил в силу запрет на экспорт российского дизельного топлива и других продуктов переработки нефти в страны Евросоюза. На фоне санкций в Европе ожидали сокращения зарубежных поставок дизтоплива из России. J. P. Morgan подсчитывал, что экспорт может сократиться на 300 тыс. баррелей в сутки в результате эмбарго ЕС.
До этого Европа была ключевым импортёром российского топлива, принимая более 600 тыс. баррелей нефтепродуктов в сутки. Великобритания, например, по данным NewAutoMotive, около трети от всего объёма импорта дизтоплива получала из России. Второй по величине поставщик – Нидерланды, которые сами были торговым центром и получали нефтепродукты из других стран, включая РФ.
В декабре прошлого года Россия заработала на поставках дизтоплива в Европу свыше 2 млрд долларов.
После введения эмбарго ЕС переориентировался на дизтопливо, поставляемое из стран Ближнего Востока и Азии, также увеличив закупки в Саудовской Аравии. Россия же расширила каналы поставок в Южную Америку и Африку и нарастила экспорт по прежним направлениям.
Турция
Сейчас Турция – главный импортёр российского дизельного топлива. В августе на неё пришлось 40 процентов экспорта дизтоплива – 1,56 млн тонн продукции. С января по май этого года Турция получила из РФ 5,2 млн тонн ДТ против 1,6 млн тонн за весь 2022 год.
По словам зарубежных аналитиков, за счёт этого Турция смогла увеличить экспорт собственной продукции, а внутренний рынок перевести на более дешёвый импортируемый продукт. А Европа получила возможность закрыть потребности благодаря турецким поставкам.
Предполагается, что объём поставляемого в Турцию дизтоплива на самом деле может быть больше цифр из открытых источников. В августе 360 тыс. метрических тонн дизельного топлива отправились из России для перевалки на судно вблизи греческого порта Каламата и Мальты, конечный пункт поставки неизвестен.
Бразилия
Бразилия к концу этого лета стала вторым по объёмам закупок покупателем российских нефтепродуктов. В августе страна импортировала около 235 тыс. баррелей в сутки – на 25 процентов больше, чем в июле. Хотя ещё в начале 2022 года Россия вообще не поставляла дизтопливо в Бразилию.
С января по май 2023 года, по данным Refinitiv, Бразилия получила 1,6 млн тонн российского дизтоплива по сравнению с 74 тыс. тонн за весь 2022 год.
Россия практически вытеснила США, которые прежде занимали доминирующую позицию в списке поставщиков топлива в Бразилию. Произошло это благодаря цене, которая на 15–20 процентов ниже, чем предлагают Штаты. По информации BiodieselBR, на долю России сегодня приходится почти 75 процентов импортируемого южноамериканской страной дизтоплива.
Саудовская Аравия
В Саудовскую Аравию Россия начала экспортировать дизельное топливо в феврале 2023 года, с введением эмбарго со стороны ЕС. В марте при общем объёме импорта дизельного топлива и газойля в 137,7 тыс. баррелей в сутки из России поступало 114 тыс. баррелей. В апреле суточные показатели российских поставок достигли 173,8 тыс. баррелей. При этом из других стран нефтепродукты в Саудовскую Аравию не поставлялись.
Сама Саудовская Аравия нарастила поставки в Европу: весной, например, в ЕС и Великобританию отправила около 35 процентов дизтоплива.
Страны Африки
Среди стран Африканского континента основные импортёры российского дизельного топлива – Марокко (68 тыс. метрических тонн), Того (60 тыс. тонн), Гана (75 тыс. тонн), Тунис и Ливия. Цифры приведены за август 2023 года.
Как и другие страны, африканские, в первую очередь Марокко, подозреваются в поставках российского дизеля на запретный европейский рынок и манипулировании ценами на внутреннем вследствие дешёвого импорта.
Неочевидные решения
Жёсткие ограничения экспорта могли бы создать искусственный профицит топлива на внутреннем рынке, что привело бы к снижению цен на топливо, считает Александр Потавин. В то же время госрегулирование цен на бензин и дизель – это лечение симптома, а не самой болезни, убеждён аналитик.
– Если к таким ограничениям не добавить субсидии со стороны государства (что выглядит проблематично в условиях дефицита бюджета), то при текущем состоянии оптового рынка мы можем увидеть банкротство независимых АЗС и увеличение поставок топлива на экспорт, где цены выше, что привело бы к возникновению дефицита. Россия производит значительно больше бензина и дизеля, чем сама потребляет. А значит, чтобы решить проблему нехватки топлива и высоких цен, достаточно создать профицит на внутреннем рынке путём ограничения экспорта. Но Правительство почему-то не очень активно действует в этом направлении, – говорит эксперт.
Кандидат политических наук Антон Чаблин объясняет текущее положение политической подоплёкой: крупнейшие покупатели российского дизеля – дружественные Турция, Бразилия, Саудовская Аравия и страны Северной Африки.
– Портить с ними отношения, безусловно, не будут. По всем параметрам, и политическим, и экономическим, вводить запрет на экспорт нельзя. Можно, конечно, скорректировать объёмы. Но опять-таки только недавно Москва заявляла о рекордном росте экспорта – вопреки санкциям, особо замечу.
«Так что резкое снижение экспорта будет иметь крайне невыгодный информационный эффект. Не решатся».
Антон Чаблин, кандидат политических наук
По мнению Александра Титова, действия Правительства будут постепенными, так как резкие ограничения могут негативно сказаться на переработке в целом, особенно прямое регулирование цен или ограничение экспорта по объёмам.
– В сентябре Правительство уже приняло меры, разрешив экспорт только самим нефтеперерабатывающим заводам. Также обсуждается возврат выплат по демпферу к прежним уровням (с сентября НПЗ получают половину от прежних выплат).
Наиболее эффективные меры, по словам Титова, сложно выделить из-за слишком большого числа интересантов: НПЗ, небольшие автозаправочные станции и нефтебазы, Минэнерго РФ (отвечает за внутренний рынок), Минфин (отвечает за поступления и выплаты из бюджета). И надо находить баланс между их интересами, потому что каждое жёсткое решение слишком сильно бьёт по кому-либо из участников рынка.
🅾️Все материалы: octagon.media