Местные жители Верхоленска, сочувствовавшие политзаключенным, частенько помогали им совершить побег, чтобы те могли и дальше разлагать общество. Жандармы особо не вмешивались в эти дела, так как к ним не применялись жестокие санкции, если пара-тройка заключенных в месяц внезапно пропадала. Тем более, всегда можно было сослаться на голодных волков и прочие природные особенности Центральной России. При таком попустительстве побеги приняли массовый характер, чему был несказанно рад Лев Троцкий, волею судьбы, оказавшийся в ссылке.
Будущий революционер не мог взять с собой супругу и маленьких дочерей, в виду возраста девочек. Ему пришлось объясняться с женой и обосновывать, почему именно ему надо поскорее бежать в европейскую часть России.
Мой побег должен был возложить на Александру Львовну двойную ношу. Но она отводила этот вопрос одним словом: надо. Революционный долг покрывал для нее все другие соображения, и прежде всего личные. Она первая подала мысль о моем побеге, когда мы отдали себе отчет в новых больших задачах. Она устранила все сомнения, возникавшие на этом пути. В течение нескольких дней после побега она успешно маскировала мое отсутствие от полиции. Из-за границы я едва мог переписываться с ней. Для нее наступила затем вторая ссылка. В дальнейшем мы встречались только эпизодически. Жизнь развела нас, сохранив ненарушимо идейную связь и дружбу.
Лев Троцкий "Моя жизнь"
Все же, думаю, там было немного сложнее, чем пишет сам автор. Как минимум, несколько тарелок и пощечин прилетело по наглой физиономии Троцкого, а иначе как объяснить, что после этой ссылки они и двух слов друг другу сказать не могли?
При содействии сочувствующего крестьянина, Бронштейну удается бежать из ссылки, разместившись в телеге, между рогожей и сеном. Так он доехал до железнодорожной станции в Иркутске, где его ожидали соратники, которые предоставили ему чемодан с одеждой и паспорт с фамилией «Троцкий». Оттуда будущий революционер добирается до Самары, где был сосредоточен основной штаб российского издания «Искры».
Буквально с перрона Лев Давидович начинает активную работу в издательстве, за время поездки он написал несколько воззваний к рабочим. Он получает конспиративную кличку «Перо», думаю, не нужно объяснять за какие заслуги. Помимо выпуска печатных материалов, Троцкий, по поручению руководства выполняет различные партийные задачи, вроде вербовки активных революционеров и общения с сочувствующими рабочими. Он стал, своего рода, революционным миссионером, умевшим не только красиво писать, но и налаживать контакты с людьми.
Молодой талант не остался без внимания радикально настроенного Ленина, искавшего новых соратников для укрепления своего могущества в марксисткой партии. Будущий вождь вступает в переписку с Троцким и приглашает к себе. Для революционера средней руки, каким был Бронштейн в те годы, внимание авторитетного Ленина казалось чем-то нереальным, будто бы из параллельной вселенной. Недолго думая, Лев Давидович соглашается и, согласовав свой отъезд с руководителем самарской ячейки, отправляется в путь.
Троцкий добрался до Каменец-Подольска, чтобы встретиться со связным, после чего пересечь австрийскую границу. В пути также не обошлось без казусов. Сперва связной не хотел его переводить через границу, опасаясь за свою судьбу, но Троцкий уговорил его, затем, прямо перед австрийским блокпостом перевернулась повозка, в которой ехал Троцкий. В числе пассажиров помимо Льва Давидовича значился сельский петух, который вовсю заголосил, когда телега опрокинулась, а это могло привлечь внимание.
Мы оба ползали во тьме, шарили руками в грязи, дождь хлестал сверху, мы проклинали петуха и судьбу. Наконец старик освободил злосчастную жертву из-под моего одеяла. Благодарный петух сразу замолк. Мы подняли общими силами двуколку и поехали дальше. На станции я часа три сушился и чистился до прихода поезда.
Лев Троцкий "Моя жизнь"
Тем не менее, все обошлось и Троцкий спокойно добрался до Вены, там он встретился с Виктором Адлером, вождем австрийской социал-демократической партии, который помог ему с деньгами, чтобы добраться до Цюриха.
В столице Швейцарии Троцкий не обнаружил Ленина, так как будущий вождь находился в Лондоне, работая с британскими социалистами. Осенью 1902 года Льву Давидовичу пришлось ехать в мировой капиталистический центр, чтобы повидаться с живой легендой марксисткого движения. Троцкий прибыл рано утром и сразу же устремился к Ленину на квартиру, дверь ему открыла Надежда Крупская.
Так я и был встречен: "Приехало Перо". Ленин находился еще в постели, и на лице его приветливость сочеталась с законным недоумением. В таких условиях произошло наше первое с ним свидание и первый разговор.
Лев Троцкий "Моя жизнь"
Когда Ленин пришел в себя после неожиданной встречи, два будущих великих революционера отправились гулять по Лондону. В процессе они активно обсуждали дела в Российской империи, периодически поглядывая на достижения капиталистического мира и наигранно морщась. Ленин с большим интересом расспрашивал Троцкого про его представления о марксизме и целях в организации. Будущий вождь был очень избирательным в выборе соратников, поэтому прогулка походила больше на собеседование, а не светский променад. Троцкий собеседование прошел и был допущен к ближнему кругу Ленина. С этого момента начинается их активная совместная работа, о которой я расскажу в следующей статье.
Знакомство с Лениным для многих будущих видных революционеров разделило жизнь на «до» и «после», так как личное общение с этим неординарным мужчиной было подобно переходу в высшую лигу марксизма. Как я уже отметил, молодой Троцкий был в несказанном восторге от самой возможности встретиться с будущим вождем. А вот что думал по этому поводу товарищ Джугашвили? На канале моего друга «История и культура Евразии» вы найдете статью о знакомстве Ленина и Сталина, там тоже много чего интересного!
Предыдущая серия:
Самая первая серия: