Найти тему
Немного Историк

Лев Троцкий отправляется в первую ссылку

Получив справедливый приговор, Лев Троцкий из «теплой» одесской тюрьмы был этапирован в центральную часть Российской империи для отбывания срока. Тогда это называлось ссылкой, впрочем, так же и преподносилось. Но, прежде чем прибыть в назначенную точку, будущий революционер, волею судьбы и инфраструктурных возможностей Российской империи прошел целую цепочку различный пересыльных пунктов.

Лев Троцкий со своей первой женой, Александрой Соколовской.
Лев Троцкий со своей первой женой, Александрой Соколовской.

Сразу же после Одессы Троцкого направляют в Подмосковье, откуда должен был стартовать его поезд. Там он встречает свою будущую первую жену, Александру, которая приходилась ему знакомой еще со школьных времен и активно участвовала в жизни Южно-русского союза рабочих. Пара обвенчалась в подмосковной церквушке. Полагаю, такое решение было продиктовано больше сухим прагматизмом, чем горячей любовью. Как-никак, они направлялись в ссылку, в непонятные и незнакомые условия, а делить быт с кем-то знакомым гораздо проще, с психологической точки зрения.

Первым опыт ссыльной жизни Троцкий получил в небольшом селе Усть-Кут. Там они с новоиспеченной супругой поселились в доме мелких крестьян, которые «беспробудно пили». В Усть-Куте будущий революционер знакомится с особенностями местной фауны и поселковым бытом. Естественно, Троцкий находится в глубоком шоке от условий своего пребывания в местах не столь отдаленных, его пугают огромные комары и тараканы, оккупировавшие избу.

Тут еще все очень молодые. Наиболее активные участники Южно-русского союза рабочих до задержания. Тут и Троцкий и г-жа Соколовская.
Тут еще все очень молодые. Наиболее активные участники Южно-русского союза рабочих до задержания. Тут и Троцкий и г-жа Соколовская.

С разрешения администрации села, чета Троцких перебирается в Верхоленск, где проживали их друзья по Южно-русскому союзу рабочих. В Верхоленске Лейба устраивается на первую официальную работу - конторщиком у крупного купца, который раскинул свои капиталистические сети по всей центральной России. Будущий революционер испытывает нескрываемое презрение к образу жизни своего патрона, но в автобиографии признается, что долго на этом месте он не продержался, допустив серьезную ошибку в одном из счетов.

Маленькие городки-поселения для размещения ссыльных заключенных полнились политическими. Троцкому не составило труда найти единомышленников в разнородном пасьянсе идейных течений. Вечерами, после работы, будущие революционеры проводили в нескончаемых дебатах, неизбежно возникали конфликты на идеологической почве, но несмотря на это, воздух ссыльных поселений был пропитан свободой, недоступной в крупных городах Российской империи.

Молодой Троцкий в ссылке по версии нейросети. Тут он больше похож на Варламова, но все же, получилось интересно.
Молодой Троцкий в ссылке по версии нейросети. Тут он больше похож на Варламова, но все же, получилось интересно.

Знакомясь с местными революционными элементами, Троцкий встречает множество людей, с которыми ему в будущем предстоит бок о бок биться за «светлое будущее» рабочих и крестьян. Одним из таких людей стал молодой польский паренек Феликс, который у себя на родине обучался в духовной семинарии, но в какой-то момент встал на путь революционной борьбы. В Советской России этого человека будут называть «Железным Феликсом», но пока это был смущенный молодой человек, преисполненный романтичных устремлений и сторонившийся жестокости.

Темной весенней ночью, у костра, на берегу широко разлившейся Лены, Дзержинский читал свою поэму на польском языке. Лицо и голос были прекрасны, но поэма была слаба. Сама жизнь этого человека стала суровевшей из поэм.
Лев Троцкий "Моя жизнь"

В конце концов, Троцкий находит занятие по душе, он устраивается в деревенскую корреспонденцию, чтобы оттачивать свои навыки письма. Когда дело принимает серьезный оборот и его материалы расходятся как горячие пирожки, будущий революционер берет себе псевдоним «Антид Ото», от итальянского antidoto (противоядие). Под этим псевдонимом он будет публиковаться еще несколько лет, пока не получит заветную партийную кличку «Перо».

Спрятавшись за псевдонимом, Троцкий пишет увереннее, обозревая работы русских классиков и иностранных философов. В его статьях ненароком проскальзывают революционные идеи, но не марксисткого толка, будущий революционер старательно открещивается от «узкого» подхода Маркса, тяготея к народническому движению. Чтобы не дискредитировать себя, Троцкий вплетает революционную пропаганду в безобидные рассуждения о роли личности в обществе.

Новости о происходящем в крупных городах доходили до центральной России с серьезными задержками, но все же, связь с внешним миром у ссыльных была. Так, Троцкий узнает о выступлениях рабочих, и чтобы внести свою лепту в дело стачечного движения, печатает для них воззвания и пропагандистские брошюры, переправляя агитационные материалы через многочисленных знакомых народников.

В старости Троцкий очень любил вспоминать об этом периоде жизни, считая, что именно в то время его тексты были ярче, сильнее и били прямо в цель.
В старости Троцкий очень любил вспоминать об этом периоде жизни, считая, что именно в то время его тексты были ярче, сильнее и били прямо в цель.

Летом 1902 года в руки Троцкого впервые попадает газета «Искра» и он приходит в неописуемый восторг. Будущий революционер понимает, что самый интересный движ происходит вовсе не в России, а наибольшая концентрация потенциальных соратников находится в Швейцарии. Он укрепляется в этом мнении, ознакомившись с работой Ленина «Что делать?». Лейба решает во чтобы то ни стало совершить побег, чтобы не остаться на обочине истории. Вот только как это совершить, имея жену и двух маленьких дочерей? Об этом я расскажу в следующей серии.

Первая ссылка стала для Троцкого вовсе не революционным университетом, скорее техническим училищем. Он больше работает руками и оттачивает свои навыки на практике. Основная борьба еще впереди. Самое интересное, что его будущий заклятый враг, Иосиф Сталин, тем временем, вовсю занимается революционной работой и получает первый опыт руководства. Естественно, такая деятельность сопряжена с определенным риском и Иосиф Виссарионович, порой, балансирует на грани. На канале моего коллеги «История и культура Евразии» вы можете подробно ознакомиться с этим периодом жизни будущего лидера Советского союза.

Предыдущая серия:

Самая первая серия: