Территория города Суботица на севере Сербии в семи километрах от нынешней границы с Венгрией с давних времен была перекрестком европейских дорог. Равнина между Тисой и Дунаем помнит скифов, даков, готов, гуннов и аваров. Потом сюда пришли сербы, венгры, хорваты, словаки и немцы.
Каждый живший здесь народ называл местность по-своему – в итоге город получил около двух сотен различных наименований. В официальных документах впервые упомянут в конце 14-го столетия под венгерским названием Забатка.
В 16-м веке при сербском царе Йоване Ненаде успела побыть в столичном статусе. Полулегендарного правителя, отмеченного шедшей от висков до ступней черной полосой и потому получившего прозвище Черный, можно считать сербским воплощением Емельяна Пугачева. Ненад гонял по всем Балканам как турок, так и местных феодалов, основал сербское государство, себя провозгласил царем и наместником Бога, а в Суботице организовал царский двор с личной гвардией. После гибели царя в конфликте с венгерским правителем исчезло и его недолговечное государство, но образ Йована Ненада остался любимой темой в сербском фольклоре.
Затем город под именем Sobotka почти на полтора столетия находился под властью Османской империи, а с 1686-го перешел к Габсбургам, и тогда же местные жители начали использовать название Суботица.
В середине 18-го века официальным названием стала Sancta Maria, а с 1779 — Maria Tereziopolis в честь императрицы Марии Терезии, даровавшей Шабадке-Суботице статус вольного королевского города.
Будущее процветание определила проложенная в 1869-м железная дорога – и город стал главным торговым центом региона Бачка и «воротами» из Воеводины в центральную Венгрию. К 1910-му году численность населения приблизилась к ста тысячам – и эта отметка держится до сих пор. Бурный рост и развитие прервала Первая Мировая. По ее итогам город , сменивший прежние австрийское и венгерское наименование на Суботицу, вошел в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев – впоследствии Югославии.
Новая северная граница оборвала прежние экономические связи, и Суботица, бывшая в 1918-м третьей по численности после Белграда и Загреба, в дальнейшем развитии остановилась. Но, возможно, именно благодаря этому город и сохранил облик начала 20-го века.
Похоже, что в годы экономического роста горожан охватило своего рода архитектурное состязание. Каждый успешный житель старался перещеголять соседа, а звезды сошлись так, что в 1894-м в Шабадке-Суботице-Терезиаполе по окончании учебы в Будапеште обосновался 25-летний архитектор Ференц Райхл.
Здесь его ожидала удача – как профессиональная, так и личная. Спустя год после приезда Ференц женился на дочери авторитетного местного юриста и депутата городского собрания Ирме Варге. Заказы от города пошли один за другим – за короткое время были спроектированы и выстроены здания городской гимназии, банка, казино (позже ставшего библиотекой), следом «подтянулись» частные заказчики.
Спустя десять лет после приезда в Суботицу Райхл решил обзавестись собственным домом – отвечавшим его статусу преуспевающего архитектора. Вдохновляли автора яркое и красочное сельское жилье родной Трансильвании, так что особняк-дворец стал ярким воплощением венгерского модерна
Дом поражал богатством отделки, изыски модерна были, что называется, представлены во всей красе - использовалась венгерская керамика «жолнаи», мозаика «мурано», резные деревянные эркеры, кованые узорчатые решетки Лейтмотивом оформительской концепции служило сердце – его очертания угадывались в фасаде здания, узоре входных ворот, орнаменте лестничных перил.
На первом этаже находилось архитектурное бюро Райхла, на втором жила его семья. Здесь находилась обширная столовая с зимним садом, где семья проводила светские приемы и балы, бильярдная, курительный, дамский и музыкальный салоны а так же спальни, ванные, гардеробные. Рядом с собственным особняком Райхл выстроил нарядный многоквартирный дом в схожей стилистике, предназначенный для сдачи в аренду.
Кроме того, архитектор вскоре стал владельцем кирпичного завода – но, как случается в бизнесе, внезапно что-то пошло не так. Вслед за долгами пошли срывы строительных подрядов, после чего архитектурное бюро решением суда признали банкротом. Особняк с великолепной обстановкой а ушел с торгов на погашение долга.
Согласно сложившемуся мнению, Райхла подвела любовь к столичному шику, жизни «на широкую ногу» и бесконечные траты на путешествия, предметы искусства, драгоценности, мебель и украшения для дома. Но думается, проблемы начались, когда пошатнулось положение его влиятельного тестя, после чего пошел по наклонной вниз и зять
Ференц решил Суботицу покинуть. Уехал с семьей сначала в Сегед, где прожил четыре года и спроектировал еще одно архитектурное чудо в духе венгерского сецессиона – графский дворец. Затем перебрался в Будапешт. Продолжал работать, но крупных проектов больше не создавал. Прожил 91 год. Купленный городом «Дворец» в частные руки больше не попадал. С 1967-го здесь работает Галерея современного искусства.
Суботица сейчас произносит имя Ференца Райхла с гордостью. Здесь по-прежнему три официальных языка – сербский, хорватский и венгерский - и неспешная атмосфера начала прошлого века. Славится ресторанами и кондитерскими. Если захочется отдохнуть от суеты, вкусно поесть и полюбоваться на прекрасную архитектуру эпохи модерна – самое подходящее место.
p.s. начало знакомства с Суботицей - здесь
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете