Под видом заботы о глобальной продовольственной безопасности Зaпад активно продвигает возобновление зерновой сделки. Много внимания этому уделялось на недавно прошедшем саммите G20. Но ещё более интересной новостью выглядит предложение Вашингтона, сделанное Нью-Дели,— создать новый транспортный коридор через Ближний Восток в Еврoпу. Даже поверхностный анализ этих и других последних событий позволяет понять, в чём на самом деле смысл зерновой сделки. Далее разберём подбробнее.
Материал создан при поддержке 76m2
О чём молчат на Зaпаде
Думаю, не нужно пояснять, что о голодающих странах Африки коллективный Зaпад совершенно не беспокоится. Достаточно вспомнить, как распределялось вывезенное из страны 404 зерно. Говорить о том, что продажа зерна нужна, чтобы помочь оплатить поставки оружия, также не имеет смысла: финансовая помощь Зaпада в разы перекрывает эту возможную выгоду. Версия спасения Еврoпы от подорожания продовольствия на внутреннем рынке тоже так себе, ведь местные фермеры, не выдерживая конкуренции, начали банкротиться.
И за всеми этими догадками, активно тиражируемыми СМИ, теряется главное. Для России зерновая сделка всё больше утрачивает ценность. Если исходить из необходимости увеличить объём экспорта, то тут мы увидим, что с августа страна прекрасно обходится без договорённостей с Зaпадом. После прекращения зерновой сделки показатель заметно вырос. По данным на конец августа, всего после начала агросезона (1 июля) Россия экспортировала 9,1 млн т, и только 2, 4 млн т было вывезено во время действия зерновой сделки (до 18 июля).
Дело в том, что ключевую роль в мировой торговле по-прежнему играет продавец. России есть что предложить потребителям, и сaнкции тут бессильны. По мере того как «агрессор» из года в год собирает рекордный урожай, еврoпейцы утрачивают свои позиции на рынке зерновых. Частые засухи и подрыв «Сeверных потоков» не оставили шансов на успех в сельском хозяйстве.
Как Россия укрепила свои позиции на мировом продовольственном рынке
Настало время самостоятельно определять вектор торговли. Больше нет никакого смысла поддерживать экономику Зaпада, даже в обмен на послабление сaнкций. А причин тут как минимум три:
- Россия обладает плодородной почвой
Второй год подряд страна укрепляет позиции на мировом продовольственном рынке. Даже американский Bloomberg отмечает безоговорочное лидерство России в экспорте пшеницы. В то же время мир остро нуждается в продовольствии, ведь чернозём распределён крайне неравномерно, поэтому далеко не все страны могут с успехом вести сельское хозяйство. Не забывайте также, что, помимо плодородной земли, нужна вода, с которой тоже в отдельных регионах мира есть проблемы. У России в этом плане очевидные козыри.
- С включением в Россию новых территорий её влияние на мировой рынок выросло
Ведь с одной стороны увеличилась площадь чернозёма, где также выращивают зерновые культуры, с другой — соседи не могут наладить экспорт.
- Россия укрепила позиции в Африке и на Ближнем Востоке
Африка и Ближний Восток в теме продовольствия играют немаловажную роль. Регион засушливый, нуждающийся в поставках зерновых культур. Крупнейшим импортером был и остается Египет, который недавно вступил в БРИКС. Вместе с тем блок пополняют также Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ. Соответственно, контроль над ключевыми морскими транспортными артериями переходит к БРИКС. Подробнее об этом мы рассказывали здесь:
Партнёрство России со странами Африки продолжает укрепляться. Логичным продолжением станет создание зернового хаба в Египте, что уже было предложено. Египет станет площадкой, где российское зерно будет распределяться в другие страны Африки, а значит, сможет неплохо заработать. Такая же возможность была у Турции, которая продолжает сидеть на двух стульях и теперь явно кусает локти. Вопрос — захочет ли Эрдоган выйти из НАТО и вступить в БРИКС — остается открытым. Тем временем Россия заполучает отличный рычаг давления на Запад: с одной стороны Египет нуждается в российском зерне, с другой — ключевая транспортная артерия, подконтрольная БРИКС.
Новый транспортный коридор
Тут-то и возникает идея нового транспортного коридора — начиная от Индии, через Ближний Восток, и заканчивая странами Западной Еврoпы. Запад сделал свое предложение Индии и, очевидно, отводит ей роль мировой фабрики. Перенос производств из Китая в страны с дешёвой рабочей силой идёт вовсю. Задача понятна — ослабить экономику Китая и сделать многочисленные товары ещё доступнее.
Однако с этим новым транспортным коридором всё крайне непросто. Во-первых, его ещё нужно построить. А это множество объектов инфраструктуры, километры путей. Сравнение с уже работающим транспортным коридором «Север–Юг», где требуется проложить чуть более 160 км дороги, он не выдерживает. Во-вторых, проект убыточный. Необходимо постоянно перегружать товары с корабля на поезд и обратно, а также платить таможенные пошлины при пересечении границ.
Запaд в попытках держаться за существующий миропорядок хватается за соломинку. Новый транспортный коридор — идея бесперспективная, поэтому и нужно возобновление зерновой сделки. Однако возврата к прежнему положению дел не будет. Процесс запущен, БРИКС расширяется, и никакие сaнкции блок не остановят.