Я работаю уже много лет подряд. Некоторых детей наблюдаю и веду годами. И чем больше коплю опыт, тем чаще задаюсь вопросом - действительно ли существуют РАС (расстройства аутистического спектра)? Второй вопрос, бередящий мой мозг - действительно ли распространенность этих расстройств такова, как её нам предъявляют?
Если посмотреть на эволюцию МКБ в отношении того раздела, который определял общие (как это слово понимать?) нарушения развития, то мы увидим следующее. В МКБ-10 была странная окрошка из мало связных состояний. Всё вращалось вокруг главных вех:
1 детский аутизм (единственное внятное определение, так как оно цеплялось за характер возникновения и время возникновения симптомов);
2 атипичный аутизм (типа как аутизм, но не совсем так как обычно, но в целом все такой же аутизм; и на всякий случай скажем, что атипичный развивается зачастую у тех, кто получил диагноз УО и\или тяжелые нарушения речи - как такое понимать и отделять??);
3 синдром Ретта (как тяжелое наследственное неврологическое заболевание сюда попало?);
4 гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями ("Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий");
5 синдром Аспергера (ещё один аутизм невнятного происхождения).
Утверждалось, что МКБ-10 не зря именно так объединяет эти вехи - ведь они все объединены тем, что дети демонстрируют "качественные отклонения в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также отличаются ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий". Неспецифичность параметров отклонений никого не смутила - при какой болячке у человека расцветает коммуникация\социальное взаимодействие и расширяется круг интересов\действий? Да ни при какой. Болезнь всегда делает организм более "скудным" и однообразным.
Авторы МКБ 11 вообще не стали париться и сразу к понятию "Расстройство аутистического спектра" приделали две подпорки: интеллектуальное развитие и речевое.
Это породило следующие громоздкие химеры, называемые уточняющими диагнозами:
6A02.0 Расстройство аутистического спектра без расстройства интеллектуального развития и с легким нарушением функций языка или без данного нарушения
6A02.1 Расстройство аутистического спектра с расстройством интеллектуального развития и с легким нарушением функционального языка или без данного нарушения
6A02.2 Расстройство аутистического спектра без расстройства интеллектуального развития и с нарушением функционального языка
6A02.3 Расстройство аутистического спектра с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функционального языка
6A02.5 Расстройство аутистического спектра с расстройством интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка (речи)
За время работы (год написания статьи 2023) в индустрии лично я встречал только одного ученика, которого мог быть отнести в более-менее специфическую категорию. Не смотря на усилия родителей, он к совершеннолетию так и не смог выбраться за границы аутостимуляционного поведения. И это при условии, что интеллектуальное и речевое развитие хоть и были прилично сниженными, но всё же не оставляли впечатление "ужас-ужас". Однако, вовсе не они оставляли гнетущее впечатление, а именно мотивационная иерархия, полностью заточенная на простой сенсорный опыт.
У меня есть подозрение, что желание поставить РАС возникает по следующим причинам. Первая - прогресс повысил выживаемость и адаптацию тех детей, которые раньше были обречены. Теперь ребенок может спокойно достичь совершеннолетия, имея кучу синдромов и расстройств. Смешение и взаимодействие проблем вводит в замешательство специалистов, отчего возникает желание найти новое особое состояние, которое окончательно развеет замешательство.
Второе - страх перед диагнозом УО (слабоумие, проще говоря). Люди интуитивно, не имея специального образования, понимают, что умственная отсталость - это безотзывный диагноз, потому что - стационарное состояние. РАС звучит как будто более обнадёживающее...
Чистое УО - это вовсе не тупик, так как такие ученики очень приятны в обращении. Их с радостью встретят в любом специализированном учреждении, так как за счет их участия индустрия коррекции-абилитации глаже и ладнее работает. Каждый в итоге получает своё. Родители - занятого полезным делом ученика и высвобожденные ресурсы; ученики - качественную профессиональную помощь и динамику; специалисты - трудоустройство и опыт; чиновники - красивую отчетность; НКОшки и частные центры - возможность своей деятельностью компенсировать шероховатости и недостатки государственной системы помощи детям с ОВЗ.
Только не думайте, что я предлагаю полностью списать аутизм\РДА\РАС в утиль. Я предлагаю кардинально переосмыслить термин. Сделать упор на: оценке мотивационной структуры ученика и динамике изменения структуры (дело не столько в ограниченности интересов, сколько в стабильной сенсорной примитивности); понимать стереотипность не как ритуализацию, а как характерные ритмические однообразные движения; глубже копать в сторону кататонических симптомов (например, с виду беспричинный смех); делать запрос к нейрофизиологии - тщательнее изучать соотношения работы коры мозга и подкорковых структур (у меня есть подозрение, что их работа оказывается дезинтегрирована).