К Петру I можно относиться по-разному, можно восторгаться его правлением, можно ругать. Но для создания светского образования в России Петр I сделал очень много. Благодаря ему в России появились первые светские не сословные учебные заведения, особенно в военной сфере. В этой статье я расскажу о гарнизонных школах, которые создал Петр I для солдатских детей.
В 1721 году было создано 50 гарнизонных школ при пехотных полках для солдатских детей. Каждая школа была рассчитана на 50 человек, содержались ученики за счет вакансий(некомплекта) солдат в пехотных полках. Грамотных людей на тот момент в России было мало и ученики этих школ были бы очень востребованы. Но в связи с кончиной Петра I в 1725 году, школы стали приходить в упадок, средств не хватало, учителя были из числа солдат, унтер-офицеров и все нештатные. Средства выделяемые для этих целей поступали нерегулярно.
21 сентября 1732 года императрица Анна издала указ, в котором потребовала восстановить школы. Она считала, что государству от этого будет польза. Рекруты будут пополняться грамотными людьми, что было немаловажно в то время. В армии было много даже офицеров не умеющих читать и писать. Служба в армии была очень тяжелой и обучение в этих школах по своей жесткости ничем от службы не отличалось. Бежавшие из школ дети приравнивались к солдатам дезертирам, со всеми вытекающими последствиями. Было указано каких конкретно брать детей; в возрасте от 7 до 15 лет. Набирали из семей солдат у которых есть малолетние дети, а "пропитание на них" у родителей нет. Хочу отметить, что для детей дворян на тот момент военных, специально для дворянских детей, учебных заведений в России не было.
В указе определили кого принимать в школы: детей офицеров, выходцев не из дворян, детей драгун и солдат, рейтар, городовых казаков, стрельцов, приставов, разсыльщиков(разведчик, посыльный, которого рассылали для поиска сведений и т.п.) и других служилых людей детей, чьи отцы не платили подушный налог.
Не забирали в гарнизонные школы: детей служилых людей, которые стали купцами, тех кто устроился в гражданские ведомства, детей солдат, которые вернулись жить к своим помещикам и были положены в подушный налог. Не брали детей однодворцев и других служилых людей Воронежской и Киевской губерний, Низовых городов, которые комплектовали и содержали ландмилицейские полки.
В 1735 году число вакансий в полковых школах возросло до 64 и по штату в школах имелось 4000 человек. Разрешалось принимать в школу и сверх вакансий, если имелись желающие. С 1737 года официально разрешили принимать(зачислять) в школы и детей потомственных дворян, особенно из числа обедневших. Если родители этих детей имели меньше 20 крепостных или не имели их совсем, то они обеспечивались в ходе учебы государством.
В 1744 году императрица Елизавета приняла решение объединить "арифметические" и гарнизонные школы. Объединение произошло из-за отсутствия учеников в "арифметических" школах. Эти школы под названием "цифирные" были созданы еще Петром I для посадских детей и дворян, но в связи с нежеланием отдавать своих детей в школу среди населения и отсутствием стабильного финансирования, учеников там было столь мало, что учителя не занимались непосредственно своим делом. Их перевели в гарнизонные школы штатными преподавателями. Было принято решение принимать в солдатские школы всех "посадских" детей, кто желал учиться в школе. Кроме указанных еще при Петре I, 50 вакансий в каждой гарнизонной школе, было принято решение добавить еще 14 вакансий. В каждом гарнизонном полку стало по 64 вакансии учеников. Всего предполагалось обучение 4000 учеников. Принимали в школы детей от 7 до 15 лет. В программу обучения были включены: словесная и письменная науки, арифметика(для ротных и полковых писарей), пение, игре на трубе и барабане, военные науки(фронтовое учение) для будущих унтер-офицеров, артиллерийские и военно-инженерные науки. Школы получили программу обучения и были указаны военные специальности, которые готовили в школах.
В 1752 году в ландмилицейских полках, которые набирались и содержались однодворцами на Украинской линии, были наконец-то открыты школы для однодворческих детей. Пять школ по 25 учеников в каждой. Учителем в школу назначался обер-офицер, помощниками унтер-офицер или ротный писарь.
В 1797 году Павел I утвердил Положение о гарнизонных школах и школьниках. В этом Положении набор в школы разрешался с 5 лет. Гарнизонные школы создавались при 108 гарнизонных батальонах, по 54 воспитанника в школе. Всего гарнизонные школы по штату имели 5832 воспитанника. Но фактическое количество воспитанников достигало 12000 человек, правда вместе с приходящими(содержавшиеся за счет родителей или родственников). Приходящие воспитанники в штат не входили. Было принято решение штаты школ сделать по числу имеющихся солдатских и унтер-офицерских детей, их численность доходила до 8000 человек. В гарнизонные школы стали принимать детей не только солдат служащих в гарнизоне, но солдатских детей всех команд находящихся в Губернии воинских команд. В школах обучали: грамоте, арифметике, барабанному бою, игре на флейте, военному строю, уставам и другим наукам связанным с военным делом. По достижению 15 лет воспитанников школ определяли на службу солдатами.
Был определен штат школ, необходимые суммы денежных средств на их содержание и на выплату жалования учителям. По штату предполагалось иметь в школе 50 учеников. Если учеников было больше - то пропорционально ученикам выделялось денег больше. Были школы по и 200 человек. Надзирателями в школах назначались штаб и обер-офицеры. Например, в Москве было 1000 учеников, надзиратель должен был быть штаб-офицер и ему назначались в помощь 4 обер-офицера.
В 1798 году гарнизонные школы были объединены с военно-сиротским домом. Так закончилась история с гарнизонными школами созданными Петром Великим.
Уважаемые читатели. Если вас интересует история Русской армии, история казачьих войск(их было около 50-ти, за всю историю России) и иррегулярных формирований из народов населявших Россию, подпишитесь на канал и вы сможете найти в разделах подборки на канале статьи, о казачьих объединениях, об иррегулярных формирований из народов России. Узнаете где готовили офицеров для этих войск и другие интересные факты из военной истории России.
P.S. Уважаемые читатели. Если Вам понравился мой рассказ, то будьте так добры, поставьте лайк за оценку моего труда. И подпишитесь на канал.