В первой части статей про Михаила Барышникова мы познакомились с тезисами, педагогами и людьми, которые сыграю важную роль в его жизни. В этот раз не будет длинного вступления, и мы быстро перейдем к основной теме.
В этой части мне хочется рассказать о том, что же происходило в Мариинском (Кировском) театре в период с 1967, когда Барышников только начинал там работать, до его триумфа в балете "Сотворение мира" в 1971 году.
Надеюсь, вы готовы, потому что мы начинаем!
Я не буду собой, если не расскажу вам про Мариинский театр. Мне удалось посвятить целый цикл статей Большому театру, так что не могу обделить вниманием Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова.
В Мариинском театре сформировался классический русский балет. Благодаря Мариинскому (Кировскому) театру и Петербургскому (Ленинградскому) хореографическому училищу родились выдающиеся хореографы и артисты балета. Но в то время сталкивались два абсолютно разных полюса: с одной стороны, традиции и классическое наследие, а с другой - новаторские идеи. Хореографам-новаторам приходилось уезжать в Москву или в другие страны, где была возможность раскрыть свой потенциал. Появление новых хореографов сопровождалось рождением целого поколения талантливых танцовщиков. Самое страшное для артиста было прийти в театр в застойное время. И, к сожалению, с начала ХХ века многие артисты балета и хореографы были изгнаны, либо по собственной воле покидали театр и страну. Те, кто оставался, до конца своей карьеры вели ожесточенную борьбу за самостоятельный вид на искусство.
"На Западе поиск своего пути - норма. В России - это печать отверженности" - хореограф Борис Эйфман.
В 1950-х годах в наступил временный расцвет, когда художественным руководителем стал Федор Лопухов. В годы его правления Леонид Якобсон поставил "Спартака" и "Хореографическое миниатюры", а хореографы-дебютанты - Юрий Григорович и Игорь Бельский - произвели революцию в балетном искусстве. Но, как вы догадывайтесь, все нововведения пугали руководство и Лопухова выпроводили на пенсию. И наступило время "правления" Константина Сергеева и его жены, прима-балерины Кировского театра Натальи Дудинской.
Сам Сергеев был хореографом среднего дарования, который замахивался на переделку балетов Мариуса Петипа! (Здесь у вас должны глаза вылезать из орбит) А его жена, важно заметить, что уже совсем немолодая, выжила из театра всех крупнейших балерин. Дошло до того, что дважды поднимался бунт: в середине 1950-х и начале 1960-х. Во времена правления Сергеева страну покинули: Наталья Макарова, Рудольф Нуреев, Александр Минц, Михаил Барышников.
Михаил Барышников вышел на сцену в конце 1960-х годов, готовый перевернуть мир балетного искусства, танцовщик с огромными актерскими возможностями и идеальным владением русской балетной школы. Его время в Мариинском театре было ограничено, как оказалось, но сделать он успел многое.
Одним из первых выступлений Михаила была партия Юноши, друга Асият, в балете Олега Виноградова "Горянка" в 1968 году. Дальше последовала партия Базиля в "Дон Кихоте", которую он танцевал с Нинель Кургапкиной в 1969 году. Партия Базиля, одна из лучших его партий, сопровождала Барышникова почти до самого конца его карьеры классического танцовщика.
В 1969 году Михаил с невероятным успехом танцевал номер "Вестрис" Леонида Якобсона для I Международного конкурса артистов балета в Москве, где Барышников получил Первую премию и золотую медаль.
В 1970 году Константин Сергеев поставил балет Николая Червинского "Гамлет". Молодой Барышников, исполнитель главной партии, станцевав два или три спектакля, отказался выступать в этом балете. Надо иметь невероятную смелость, чтобы заявить хозяину труппы, что его балет плохой.
Миша заявил на собрании балетной труппы, что считает бессмысленным полчаса стоять в аттитюде, означающем "быть или не быть?".
*Аттитюд - это одна из основных поз классического балета, в которой тело опирается на выпрямленную (опорную) ногу, а другая нога (рабочая) поднята в согнутом положении назад (attitude derriere) или поднята вперёд (attitude devant).
Михаил Барышников всегда был бескомпромиссным в вопросах творчества. Впоследствие его свободных дух еще не раз толкнет Михаила на смелые поступки.
Но самое интересное начинается дальше. За два сезона Михаил Барышников уже покорил зрителей и стал главной любовью публики. В марте 1971 года состоялась премьера балета Андрея Петрова "Сотворения мира", где хореографы Наталия Касаткина и Владимир Василёв поставили на Михаила партию "Адама". Именно с этой премьеры начинается Барышников, который стал легендой мирового балета.
Хореографы задумали балет по юмористическим рисункам на библейские темы французского художника Жанна Эффеля. Они сочинили веселое хореографическое повествование о том, как Бог сотворил землю, а Чёрт ему мешал от скуки, как затем были созданы Адам и Ева (из ребра Адама, но по образу и подобию Чертовки), как Адам и Ева, вопреки каноническому сюжету, познали любовь, не вкусив запретного яблока, как эта любовь побудила их по собственной воле покинуть Рай, чтобы увидеть мир своими собственными глазами, как Чёрт и Чертовка подняли бурю, которую не смогли остановить, и погибли в её водовороте, как Адам и Ева выжили в мировом катаклизме и положили начало новой многочисленному населению Земли.
В "Сотворении мира" Бога исполняет Юрий Соловьев, который до появления в театре Михаила Барышникова был главной звездной ленинградского балета. К сожалению, танцовщик, обладающий феноменальным прыжком, внешне был совершенно был не похож на героев-любовников. Он был невысокий, с выпуклыми мышцами и простым русским лицом. Лучшими партиями Соловьева стали Данила в "Каменном цветке" Юрия Григоровича, герой "Ленинградской симфонии" Игоря Бельского и роль Бога в "Сотворении мира" раскрыла его талант. К огромному сожалению, его судьба была очень трагична. 12 января 1977 года премьер балета, лауреат Первой премии Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене, премии Вацлава Нежинского и премии "Золотая звезда" в Париже уехал к себе на дачу и застрелился.
В Ленинграде после его смерти говорили: "Это была бы Мишина судьба, если бы он не остался на Западе"...
На этом мне хочется закончить сегодняшний рассказ о жизни Михаила Барышникова, потому что дальше начинается самое интересное. И как бы я не любила закрывать книгу в самый интригующий момент, иногда важно это сделать. Прошу вас посмотреть видео, которые я прикрепила к данной статье, чтобы у вас было понимание таланта и уникальности Барышникова. На словах невозможно объяснить то, что он делал на сцене.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь и оставайтесь!