Найти тему

Сожжение за колдовство в Древнем Риме

Генрих Семирадский (1843—1902). «Светочи христианства. Факелы Нерона». 1876 год. Национальный музей в Кракове, инв. MNK II-a-1. Деталь.
Генрих Семирадский (1843—1902). «Светочи христианства. Факелы Нерона». 1876 год. Национальный музей в Кракове, инв. MNK II-a-1. Деталь.

«Магов надлежит сжигать. Никому не позволено владеть книгами об искусстве магии; те, у кого их обнаружат, лишатся своего имущества и книги их будут прилюдно сожжены, сами же владельцы — высланы на остров. Не только практика этого искусства, но и само знание его запрещены».

Звучит как что-то из Средневековья или эпохи Возрождения? В воображении современного человека сразу потрескивают костры инквизиции, мелькают аутодафе, охота на ведьм и прочие подобные образы.

Сожжение ведьм у замка Рейнштейн близ г. Бланкенбурга (1555)
Сожжение ведьм у замка Рейнштейн близ г. Бланкенбурга (1555)

На самом деле, это цитаты из текста Юлия Павла, юриста первой половины III века н.э. и одного из самых известных правоведов Древнего Рима. Они относятся к разбору «Корнелиева закона, направленного против убийц и отравителей» (Lex Cornelia de sicariis et veneficis). Этот статут был введен еще в 81 году до н.э. древнеримским диктатором Луцием Корнелием Суллой. И продолжал действовать до правления императора Юстиниана в VI в. н.э. Как следует из самого названия, закон строго карал убийц и отравителей, но также тех, кто практиковал человеческие жертвоприношения, аборты — и занимался злокозненной магией.

В других пунктах изложенного Юлием Павлом «Корнелиева закона» говорится, что:

«Совершавших или договорившихся совершить нечестивые ночные ритуалы с целью зачаровать, приворожить или привязать — распять или бросить на растерзание зверям.

Тех, кто принес в жертву человека или гадал на его крови, или же осквернил алтарь или храм — бросить зверям или, если они honestiores [высшая категория населения Римской империи с конца II в. н.э.] — казнить.

Утверждено, что причастные к магическому искусству должны караться высшим наказанием, то есть быть брошены зверям или распяты на кресте»

Леопард терзает осужденного на смерть преступника. Древнеримская мозаика, III в. до н.э. Археологический музей Туниса.
Леопард терзает осужденного на смерть преступника. Древнеримская мозаика, III в. до н.э. Археологический музей Туниса.

Филипп Матышак в книге «Древняя магия» видит в этом тексте, «сформулированном предельно жестко и ясно», инициативу Суллы. Якобы именно римский диктатор в I веке до н.э. посчитал существовавшее в то время законодательство слишком либеральным, «хотя сам часто прибегал к ворожбе и обращался с просьбами к богам».

Я не готов согласиться с такой упрощенной трактовкой. На самом деле, в случае «Корнелиева закона» все не столь уж очевидно. Римское право на протяжении веков развивалось, обрастало новыми прецедентами и толкованиями. Джеймс Райвз (James Rives. Magic, Religion, and Law: The Case of the Lex Cornelia de sicariis et veneficiis. 2006) отмечает, что версия Юлия Павла предлагает расширительное толкование, которого могло и не быть в эпоху Луция Корнелия Суллы. Скорее всего, ранние версии закона были направлены сугубо против любого магического действия, снадобья или ритуала, которое имело негативный, злокозненный эффект. Речь не только об убийстве (принесении в жертву, отравлении и т.п.), но и о попытках лишить разума, наслать болезни, подчинить себе сознание жертвы. На позднейшее же неприятие магов или волхвов (magi) могло влиять и постепенное распространение христианства. Почти за век до Юлия Павла «магов» соотносил с убийцами и отравителями из «Корнелиева закона» Тертуллиан — известный раннехристианский богослов.

Генрих Семирадский (1843—1902). «Светочи христианства. Факелы Нерона». 1876 год. Национальный музей в Кракове, инв. MNK II-a-1.
Генрих Семирадский (1843—1902). «Светочи христианства. Факелы Нерона». 1876 год. Национальный музей в Кракове, инв. MNK II-a-1.

А сожжение как вид мучительной и позорной казни применялось в разные периоды существования империи — в различных случаях, не только при легендарных преследованиях первых христиан. Так, при Константине Великом заживо сжигали за умыкание и изнасилование девицы, а при императоре Феодосии сожжению подлежали мужчины, торговавшие своим телом.

В любом случае, сожжение как наказание за чародейство существовало в корпусе римского права задолго до Средневековья. Останавливало ли это практикующих магию и тех, кто желал прибегнуть к их услугам? Судя по всему, не слишком эффективно, поскольку известны и древнеримские амулеты, и описания табличек с проклятиями, и судебные тяжбы, связанные с обвинениями в чародействе.

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM