О самом известном портрете З.Н. Юсуповой я недавно рассказывала здесь https://dzen.ru/a/ZP7Cwc9Z_ifwU87h?share_to=link.
Но Зинаиду Николаевну (1861-1939) писал не только прославленный Валентин Серов. Сохранилось еще несколько ее заказных портретов кисти других художников.
Франсуа Фламенг "Портрет княгини З.Н. Юсуповой", 1894
Портрет выполнен Ф.Фламенгом в академической манере салонной живописи. Обратите внимание, как талантливо и реалистично переданы фактуры - блеск шелка на платье, перелив жемчужин на ожерелье, прозрачность кружева. Работа, написанная в знаменитой усадьбе Юсуповых Архангельское, производит впечатление парадности и торжественности.
Здесь, же в Архангельском, Фламенг пишет ещё один портрет княгини, на этот раз в парке на фоне дворца в окружении сыновей и любимой собачки.
Этот портрет более камерный, изображающий Юсупову как любящую мать, беззаботно проводящую время со своими детьми в фамильной усадьбе.
Константин Маковский. Портрет З.Н.Юсуповой, 1895
Константин Маковский известен прежде всего своими работами в национальном русском стиле. Портрет Зинаиды Николаевны не стал исключением.
Художник изображает Юсупову в наряде допетровского времени. В сарафане и рубахе с золотым шитьем, в многочисленных нитях жемчуга и богато украшенном кокошнике княгиня похожа на сказочную царевну. Подобное впечатление усиливается благодаря серебристо-золотистому мерцающему заднему фону.
Поза модели на портрете Маковского классическая, сдержанная. Руки Зинаиды Николаевны сложены на животе, тело развернуто в три четверти, голубые глаза смотрят на нас спокойно и благосклонно, уголки губ слегка приподняты. Весь облик Юсуповой исполнен благородства и чувства собственного достоинства.
Известен ещё один образ Зинаиды Николаевны в костюме в русском стиле. Правда этот образ не живописный, а запечатлен фотографами на знаменитом костюмированном Балу 1903 года в Зимнем дворце. Согласитесь, что стилизованный наряд боярыни XVII века очень идет княгине.
По воспоминаниям ее сына Феликса Юсупова, император Николай II, зная об артистических способностях Зинаиды Николаевны, попросил ее станцевать "русскую". "Хотя она и не репетировала с оркестром, но так хорошо сымпровизировала , что музыканты без труда за ней следовали. Ее вызывали пять раз."- пишет Юсупов-младший.
Клавдий Петрович Степанов "Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой", 1903.
На портрете К.П Степанова Юсупова предстает перед нами эталоном элегантности, иконой стиля, как бы мы сейчас сказали. Зинаида Николаевна действительно слыла одной из главных модниц Российской империи. Для этого у нее были не только безграничные финансовые возможности, но и изысканный, утонченный вкус, который отмечали многие, кому довелось с ней общаться.
Вот такая она, первая красавица и богатейшая женщина России конца XIX- начала XX века, оставшаяся в памяти потомков не только благодаря воспоминаниям современников, но и благодаря портретам художников своей эпохи.