Найти тему
PRO ART

Портреты княгини З.Н.Юсуповой

О самом известном портрете З.Н. Юсуповой я недавно рассказывала здесь https://dzen.ru/a/ZP7Cwc9Z_ifwU87h?share_to=link.

 В.А. Серов "Портрет Зинаиды Юсуповой", 1902. Государственный Русский музей.
В.А. Серов "Портрет Зинаиды Юсуповой", 1902. Государственный Русский музей.

Но Зинаиду Николаевну (1861-1939) писал не только прославленный Валентин Серов. Сохранилось еще несколько ее заказных портретов кисти других художников.

Франсуа Фламенг "Портрет княгини З.Н. Юсуповой", 1894

Франсуа Фламенг "Портрет княгини З.Н. Юсуповой", 1894, Государственный Эрмитаж
Франсуа Фламенг "Портрет княгини З.Н. Юсуповой", 1894, Государственный Эрмитаж

Портрет выполнен Ф.Фламенгом в академической манере салонной живописи. Обратите внимание, как талантливо и реалистично переданы фактуры - блеск шелка на платье, перелив жемчужин на ожерелье, прозрачность кружева. Работа, написанная в знаменитой усадьбе Юсуповых Архангельское, производит впечатление парадности и торжественности.

Здесь, же в Архангельском, Фламенг пишет ещё один портрет княгини, на этот раз в парке на фоне дворца в окружении сыновей и любимой собачки.

Ф.Фламенг "Портрет княгини З. Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском", 1894. Холст, масло, Государственный Эрмитаж
Ф.Фламенг "Портрет княгини З. Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском", 1894. Холст, масло, Государственный Эрмитаж

Этот портрет более камерный, изображающий Юсупову как любящую мать, беззаботно проводящую время со своими детьми в фамильной усадьбе.

Константин Маковский. Портрет З.Н.Юсуповой, 1895

К.Е.Маковский. Портрет З.Н.Юсуповой в русском костюме. Около 1895 года. Холст, масло. Государственный исторический музей.
К.Е.Маковский. Портрет З.Н.Юсуповой в русском костюме. Около 1895 года. Холст, масло. Государственный исторический музей.

Константин Маковский известен прежде всего своими работами в национальном русском стиле. Портрет Зинаиды Николаевны не стал исключением.

Художник изображает Юсупову в наряде допетровского времени. В сарафане и рубахе с золотым шитьем, в многочисленных нитях жемчуга и богато украшенном кокошнике княгиня похожа на сказочную царевну. Подобное впечатление усиливается благодаря серебристо-золотистому мерцающему заднему фону.

Поза модели на портрете Маковского классическая, сдержанная. Руки Зинаиды Николаевны сложены на животе, тело развернуто в три четверти, голубые глаза смотрят на нас спокойно и благосклонно, уголки губ слегка приподняты. Весь облик Юсуповой исполнен благородства и чувства собственного достоинства.

Известен ещё один образ Зинаиды Николаевны в костюме в русском стиле. Правда этот образ не живописный, а запечатлен фотографами на знаменитом костюмированном Балу 1903 года в Зимнем дворце. Согласитесь, что стилизованный наряд боярыни XVII века очень идет княгине.

По воспоминаниям ее сына Феликса Юсупова, император Николай II, зная об артистических способностях Зинаиды Николаевны, попросил ее станцевать "русскую". "Хотя она и не репетировала с оркестром, но так хорошо сымпровизировала , что музыканты без труда за ней следовали. Ее вызывали пять раз."- пишет Юсупов-младший.

З.Н. Юсупова танцует "русскую" на Костюмированном Балу 1903 года в Зимнем Дворце
З.Н. Юсупова танцует "русскую" на Костюмированном Балу 1903 года в Зимнем Дворце

Клавдий Петрович Степанов "Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой", 1903.

К.П. Степанов "Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой", 1903 год. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.
К.П. Степанов "Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой", 1903 год. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.

На портрете К.П Степанова Юсупова предстает перед нами эталоном элегантности, иконой стиля, как бы мы сейчас сказали. Зинаида Николаевна действительно слыла одной из главных модниц Российской империи. Для этого у нее были не только безграничные финансовые возможности, но и изысканный, утонченный вкус, который отмечали многие, кому довелось с ней общаться.

Вот такая она, первая красавица и богатейшая женщина России конца XIX- начала XX века, оставшаяся в памяти потомков не только благодаря воспоминаниям современников, но и благодаря портретам художников своей эпохи.