Недавно я написала статью про завал огэ по математике при осенней пересдаче. В ней же я упомянула детей с ОВЗ, которые могут сдавать ГВЭ вместе ОГЭ.
Что это за аббревиатуры и как это все влияет на обучение в целом я и хочу сегодня написать.
Но прежде всего давайте разберемся, что же такое "инклюзия".
Инклюзивность — это включение кого-либо или чего-либо в общественный процесс. Слово «инклюзия» происходит от латинского «Includo», что означает «включаю».
Чаще всего инклюзивность предполагает включение в жизнь общества людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): имеющих особенности физического развития, инвалидность или ментальные отличия.
Как мы видим, инклюзия- это включение в жизнь общества людей с психическими и физическими отклонениями. Главный девиз инклюзии- Мы все равны!
Если же говорить об образовании в целом и об обучении в школе в частности, то это предполагает обучение детей с ОВЗ ( с физическими или ментальнями нарушениями) на равне с нормотипичными детьми.
Вроде бы, благая миссия!!! Адаптация детей с нарушениями к жизни в социуме. А также приучение этого самого социума к тому, что люди нас окружают разные. И различаются они не только по цвету кожи и разрезу глаз, но и имеют отличия умственные и физические.
Пока вроде-бы все прекрасно, все гладко. Не правда ли? Да. Но только на словах.
В современных школах сейчас вряд ли можно найти класс, где не было бы детей с ОВЗ. В основном это дети с заторможенным психическим развитием (ЗПР). Но также есть и дети с более серьёзными ментальными нарушениями. Для таких детей составляются адаптированные образовательные программы. В них включены те же самые темы, что и у обычных детей. Но разница лишь в способе подачи материала, в особенностях написания различных проверочные и контрольных и в критериях оценивания .
Также в школах есть дети с ОВЗ - инвалиды ( слабослышащие, плоховидящие, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, дети-инвалиды по общим заболеваниям типа сахарного диабета, эпилепсия и т.д).
Под таких детей тоже адаптируется программа в зависимости от заболевания.
Есть дети ОВЗ смешанного типа. Например, тугоухость+ зпр. И это не редкость.
Чтобы школа разработала эту самую адаптированную программу, нужно пройти комиссию ПМПК ( психологом медико- педагогическую комиссию).
А теперь, внимание!!!! Раньше такие дети учились в классах компенсирующего развития ( если есть зпр), а теперь в одном классе и за одной партой с другими детьми.
И если с детьми, у которых нет умственных нарушений и нарушений, которые мешают нормальному процессу обучения проблем нет ( например, общие соматические заболевания, незначительные нарушения речи или опорно- двигательного аппарата) , то с детьми, у которых есть умственные или психические нарушения, возникает много проблем и трудностей в обучении.
И эти трудности возникают как у этих самых детей так и у учителей.
Начнём с учителей: всех их обязательно отправляли на курсы по работе с такими детьми. Но!!! Курсы эти очень краткосрочны( от нескольких часов до месяца) и крайне бесполезны. Когда были заданы вопросы преподавателям и кураторам таких курсов как работать с такими детьми в одном классе с нормотипичными , то конкретных ответов никто не получил. Просто сказали: должны работать. А как? А это секрет!!!
Короче, закон написан, а как его реализовать- этого никто не знает!!!
Нас, педагогов, в ВУЗах к такому не готовили. Не было у нас практики по инклюзии. Да и методику преподавания предмета в условиях инклюзивного образования нам не преподавали.
Для этого есть отдельная специальность: коррекционная деятельность, дефектология, олигофренопедагогика.
Но наших министерских умов это не касается!!!! Они придумали, а ты крутить как можешь! Вот и приходят учителя в классы, где среди 20-27 учеников с нормой сидят 3-5 детей с ОВЗ ( чаще с умственными отклонениями). И тут возни3ает вопрос: кого учить? Детей с нормой или тех, у кого есть определённый статус ( или просто "справка" как говорят в школе).
Ибо обучить всех и сразу невозможно. Да, можно выдать какую-нибудь раздатку, составить тесты по-проще. Оценить по-другому. Но на этом все!!!
Ну не может учитель разводиться, а то и растроиться на уроке!!!
И как вы думаете, страдает от этого только учителя??? Нет, конечно. Дети страдают в первую очередь. И с ОВЗ и с нормой.
Те, которые с ОВЗ, не получают должного коррекционного образования ( в школах нет тьюторов, которые должны сопровождать таких детей), а дети с нормой недополучают качественного образования ибо учитель отвлекается на уроке много раз на условного Петю, у которого аутизм и на Васю, который просто не слышит то, что говорит учитель, т. к. у него сильная тугоухость.
И как тут быть???
Лично мне очень жаль и тех и других детей. И я убеждена, что необходимо возвращать классы компенсирующего развития, где работают педагоги коррекционщики.
А для детей с сильным нарушением слуха ( зрения) и подобным нужно открывать спец.школы.
А что делается сейчас??? Мест в спец школах катастрофически не хватает. Вот и сидят такие дети в обычных школах и классах.
Но ведь есть еще и родители, которые не хотят детей определять в такие вот спец.учреждения. Считают это клеймом. И таким образом лишают своих детей возможности получить качественное образование.
Да, их можно понять. Но в большинстве случаев в первую очередь такие родители беспокоятся только о себе, о том, что подумают другие. А о детях ( своих и чужих) они не думают!!! Вот и сидят потом такие условные Васи-Пети в обычных классах. Именно, что сидят. Но не учатся. Ибо не могут. А родители перекладывают всю ответственность за своих особенных детей на школу: вам платят, вы и учите. А потом такие дети не могут сдать даже ГВЭ ( государственный выпускной экзамен), который они сдают вместо ОГЭ . ГВЭ значительно проще, но он дает право выдать аттестат ребенку. И этот аттестат не будет отличаться от аттестата тех, кто сдает обычный ОГЭ. Поэтому, на этом самом ГВЭ тоже нужно применять свои знания. А как применить то, чего нет?
Да, статья получилась немного сумбурная. Но это то, что накипело за годы работы в школе. А сейчас начало нового учебного года. И все опять повторится. Министерство, конечно, нас не услышит.