Вот и пришло время для третьей статьи о том, что привлекает читателей в книге. Кто не читал первую и вторую части, может найти их на канале.
Многие читатели в поисках интересной книги борются со скукой.
Это кажется очевидным. Однако загвоздка в том, ЧТО мы понимаем под словом «скука». Вот вы сразу, без помощи Яндекса можете ответить на этот вопрос? Каждый в определение этого понятия вкладывает что-то своё, поэтому непросто понять, почему скучная для одного книга, кажется интересной для другого. Начнём уже по традиции для этого цикла статей с психологии.
Скука и феномен интеллектуальной депривации
Во, какой умный термин я для вас откопала. Кстати, о просто депривации мы с вами говорили в предыдущей статье. Депривация — это невозможность удовлетворить какие-то потребности. Вот книга эту невозможность и компенсирует. Интеллектуальная депривация, таким образом, связана с удовлетворением потребности в мыслительной деятельности и является следствием депривации сенсорной. Но начнём со скуки, кажущейся более понятной. Именно кажущейся.
Говорят: «Скучно тем, кому делать нечего». С этим можно поспорить, так как дело, а точнее, деятельность тоже может быть скучной. Какая?
- Во-первых, однообразная, например, целый день клеить этикетки на товар, по-моему, скучно. Если, конечно, в это время не придумывать сюжет для книги. То есть можно дополнять однообразную физическую деятельность интеллектуальной.
- Во-вторых, скучной может быть не однообразная, а привычная и изрядно надоевшая деятельность, в которой для человека нет ничего нового и интересного.
Вот два ключевых фактора скуки: однообразие повторяющихся действий и отсутствие новой информации. Поэтому однообразные дни, в которых нет никаких новых событий, превращаются в бесконечный «день сурка», и даже появление проблем в этом случае лучше, чем бесконечное болото однообразия.
Такой застой, стагнация может привести к тому, что банальная скука перейдёт в состояние сенсорной депривации. Это такое состояние организма, когда на него перестают действовать сенсорные (чувственные) раздражители, и мозг оказывается лишён информации о внешней среде, то есть той, которую он должен обрабатывать, анализировать. Можно сказать, что мозг вынужденно перестаёт работать.
Классическую или лабораторную сенсорную депривацию ради эксперимента создают искусственно. Человека погружают в ванну со специальным соляным раствором температуры человеческого тела, и этим создаётся не только эффект невесомости, но и ощущение полного отсутствия тела. Дополнив такие условия абсолютной темнотой и тишиной, получим ситуацию, когда мозг почти полностью лишается контактов с внешней средой. Да, сначала мозг отдыхает, а потом начинает паниковать. Отсутствие внешних раздражителей вызывает неприятное состояние сенсорной, которое начинается с чувства дискомфорта и переходит в ощущение нарастающей тревоги, могут быть галлюцинации и даже истерика или полная утрата реальности. Но кто-то воспринимает такое растворение «в Космосе» как способ релаксации. Но это недолго. Длительное пребывание в состоянии сенсорной депривации может привести к психическим расстройствам. В реальности же депривация бывает частичной, но она мозгом компенсируется, например, слепота компенсируется повышенной звуковой и тактильной чувствительностью.
Любые раздражители, действующие нас постоянно, быстро становятся привычными, и мы их перестаём замечать, то есть мозг на них уже не реагирует. Например, запах, который хорошо заметен, когда заходишь в помещение, потом как бы исчезает, когда мы к нему привыкаем. Или шум машин за окном, раздражающий оставшегося ночевать гостя, не замечается привычным к нему хозяином. Серёжки, вдетые в уши, тоже быстро перестают ощущаться. Это касается не только сенсорной, но и интеллектуальной информации.
Интеллектуальная депривация — это тоже разновидность сенсорной, когда не удовлетворяется потребность человека в информации, необходимой для активной мыслительной деятельности. Недостаток такой информации особенно остро воспринимается людьми, привыкшими к интеллектуальному труду. У тех, кто больше занимается физической работой, информационные потребности не столь изощрённые. Кажется, что уж современный-то человек имеет огромные возможности для получения разнообразной информации. Но много ли в ней нового? Какой бы ни была информация, но как только она утрачивает эффект новизны, так перестаёт замечаться или вызывает скуку и раздражение, воспринимаясь как навязчивая.
Это работает и в книгах. Писатель находит какой-то новый поворот сюжета, какую-то оригинальную «фишку», новый поджанр, и это вызывает всплеск интереса и популярности. Затем эту «фишку» тиражируют, «перепевают» на разные лады другие авторы, и она не только утрачивает новизну, но и начинает вызывать скуку и раздражение. Вы, думаю, сами можете вспомнить немало примеров подобных растиражированных находок.
Кстати, многие люди с высоким творческим потенциалом избегают интеллектуальной депривации, потому что умеют замечать необычное в обычном, видеть новизну в повседневности. Но это умение есть не у всех.
Интерес и новизна в книге
Итак, для того, чтобы книга помогла справиться со скукой и интеллектуальной депривацией, она должна содержать новую информацию, то есть материал для мыслительной деятельности. Но заставляет мозг работать не всякая новая информация, а только нужная, вызывающая интерес, то есть удовлетворяющая какую-то потребность. Об этом подробнее было написано в другой статье.
К тому же интерес вызывает только та информация, которая имеет связь с уже имеющейся у нас в памяти. Человеку неинтересно читать то, что не вызывает у него никаких ассоциаций, а значит, и никаких мыслей, и никаких чувств, кроме непонимания, раздражения и… скуки. Потому что мозгу просто не за что зацепиться, чтобы начать работать, обдумывать, анализировать. Ведь человека в книге ничего не цепляет. Например, если я прочитаю отрывок из монографии по квантовой физике, то вряд ли он у меня вызовет интерес. Разве что, если я встречу там что-то знакомое, о чём читала раньше и новая информация расширит или углубит мои знания об этом. Вот мы снова возвращаемся к необходимости знать свою читательскую аудиторию и её интересы. Это касается не только научно-популярных, но и художественных книг.
Интересно то, что несёт новую информацию в дополнение к уже имеющейся, к той, что стала привычной, а значит, скучной. Читатель вдруг видит что-то новенькое, и интерес оживляется, мышление активизируется. То есть и новое в книге должно быть как-то связано с тем, что уже есть в памяти человека. Поэтому так часто не вызывает интереса чересчур оригинальный сюжет, ни на что не похожий мир, странные, далёкие от реальных герои. Нет связки, нет ассоциаций.
Совет. В поисках новизны стоит позаботиться о соблюдении баланса между имеющимися у читателя знаниями и тем, новым, что вы хотите ему предложить. Поэтому, например, сейчас набирают популярность так называемые ретеллинги — пересказы старых сюжетов на новый лад, в том числе общеизвестных сказок или литературных произведений.
Ну, и в качестве заключения. Есть и другие (кроме новизны) способы активизации мышления, которые можно использовать в книгах. О них я как-нибудь расскажу в другой статье.