Найти тему

Базовые принципы целеполагания

С началом учебного года можно и повторить пройденный материал — основы работы с целями. Даже если ты не первый день в теме, всегда есть, что улучшить. А продуманные цели — это фундамент, без которого ни одна система продуктивности не выстоит. Они помогают управлять вниманием, расставлять приоритеты, задавать направление и поддерживать мотивацию (1).

Вот с мотивации я всегда и начинаю. Чтобы задать прочную основу целям, лучше полагаться на внутреннюю мотивацию и личные интересы — это повышает вовлечённость и вообще вероятность успеха (2). Установить внутренние мотивы можно в три этапа:

— Ответить на вопрос “зачем?”, чтобы определить основной движущий фактор. Почему эта цель важна? Каким ценностям она отвечает? Какое место занимает среди других целей в разных сферах жизни?
— Найти, что станет наградой после достижения цели. Опять же, лучше полагаться на внутреннее поощрение, чем на внешнее вроде заработка или восприятия окружающих.
— Организовать поддержку со стороны других людей, которые могут помочь или просто поддержать в процессе работы над целью. И вовремя зададут вопрос “а ты вообще там шевелишься?” — ну, для дополнительной стимуляции.


Дальше определяем, что требует внимания в первую очередь. Мы никогда не начинаем с нуля, ведь у каждого взрослого уже есть опыт, знания и навыки. Особенно полезны в этом смысле soft skills (”мягкие навыки”), которые применимы независимо от сферы деятельности: умение планировать, коммуникация, работа в команде и тому подобное.

Соответственно, нужно понять, чего не хватает для достижения конкретной цели. Для этого разбиваем листочек на три колонки. В первую записываем все навыки, необходимые для достижения успеха. Во вторую — ситуацию на данный момент, можно по шкале 0-5 (или 0-10 для точности). А в третью — тот уровень, к которому хотим прийти, тоже в цифрах. И тут сразу становится понятно, где проседает больше всего и куда стоит направить усилия.

И, наконец, прописываем цель во всей её красе. Например, по системе “умных целей”
SMARTER (3). Заметь, к обычному SMART добавились еще две буквы.

S — Specific: любая цель должна быть сформулирована чётко и понятно, желательно в глагольной форме.

M — Measurable: как я пойму, что цель успешно продвигается, как это измерить?

Это может быть не только конечный продукт (запустить бизнес, написать статью, заработать столько-то денег), но и уровень навыка (уметь что-то делать качественно) или просто процесс (практиковать Х с частотой У либо заданное количество часов).

А — Achievable: цель должна быть достаточно сложной, но всё же не улетать в стратосферу.

R — Relevant: насколько эта цель соответствует общим жизненным целям и ценностям, как она вписывается в текущую ситуацию?

T — Time-bound: когда крайний срок по завершению цели?

Тут не забываем, что чем дальше дедлайн, тем меньше хочется даже смотреть в сторону задачи. Поэтому крупные цели лучше разбивать на небольшие краткосрочные, в пределах нескольких месяцев, а то и недель.

E — Engaging: что заставляет тебя действовать, что приносит удовольствие и как вплести это в процесс работы над данной целью?

R — Revisit: должно быть пространство для манёвра на случай изменений, которые произойдут обязательно, поэтому заранее продумываем время для пересмотра целей и запасные пути.

Вот, пожалуй, и всё, достаточно пищи для размышления. А как у тебя с целями на этот год? Всё по плану или надо срочно наводить порядок, чтобы успеть?

— — — — —

1) Ogbeiwi, O. (2017). Why written objectives need to be really SMART. British Journal of Healthcare Management, 23(7), 324-336.

2) Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. Guilford publications.

3) Brown, G., Leonard, C., & Arthur-Kelly, M. (2016). Writing SMARTER goals for professional learning and improving classroom practices. Reflective Practice, 17(5), 621-635.