Найти в Дзене
Словесный бардачок

Происхождение языка: ответы и вопросы

Оглавление

История языка насчитывает несколько сотен тысяч лет. Экскурс в подобные глубины времен практически невозможен. Рождение языка как средства общения — не менее сложная для постижения тайна, чем рождение Вселенной, возникновение жизни, появление разума.

Понятно, что такая сложная система, как язык, могла возникнуть у человека разумного. Ведь нужно обладать развитым абстрактным мышлением, чтобы научиться устанавливать связь между конкретным предметом, который ты можешь осязать, и условно нематериальным звуком. Понятно и то, что складывался язык не одномоментно: хоп — и заговорил наш предок. Уникальное средство общения людей формировалось плавненько, вместе с «взрослением» разума хомо сапиенса.

Для меня вообще удивительно, как в таком жестком и бескомпромиссном мире дикой природы наши предки не стали отращивать клыки, когти, хвосты, мышцы и прочие средства защиты и нападения, а «решили» развивать мозги. Ведь чтобы додуматься до того, что самое лучшее средство выживания — это совершенный разум, нужен интеллект, а если ты им еще не обладаешь, как же прийти к такой мудрой мысли? А все так же: постепенно. Процесс шел еще задолго до появления человека разумного.

-2

Важна география

Давно признанной является версия происхождения человека из Африки. Правда, сейчас она оспаривается новыми археологическими находками, но мы не будем по-дилетантски в это углубляться. Считается, что было две большие волны мигрантов-гоминидов из Африки в период 1,8—2 млн лет тому назад. «Понаехавшим» приходилось адаптироваться к новому климату, где не все было так благополучно с временами года и нужно было больше усилий и смекалки, чтобы обеспечить себе «стол и дом», которые были далеко не под каждым кустом. Хотя, например, неандертальцы, по результатом томографии их черепов, могли иметь примитивную речь, а позже их речевой аппарат деградировал.

Соответственно, осваивая новое, мозг развивался и, соответственно, расширялись возможности второй сигнальной системы. Исследователям новых земель необходимо было интенсивнее, чем на обжитых местах, делиться полученными опытом и знаниями. Вот и щебетали они там что-то друг другу по-своему, по-древнечеловечьи, посылали сигналы об опасности, удобном месте для стоянки и т. д., постепенно расширяя свой лексикон.

-3

Коллективный разум

Вот говорят: мы, хомо, вид не только разумный, но и общественный. Всей стаей, стадом, колхозом легче добывать пищу и отпугивать конкурентов и хомоедов. А, живя в коллективе, вольно или невольно все должны как-то взаимодействовать, договариваться, выяснять отношения, делиться опытом и проч. Можно, конечно, коммуницировать и жестами, но с помощью второй сигнальной системы это делать сподручнее.

Вот, например, двое несут ствол упавшего дерева, согласитесь, им трудно общаться жестами: передний не сможет предупредить заднего о том, чтобы не споткнулся о поребриккамень, а задний не может сигнализировать, что сзади опасность. И, кстати, в некоторых африканских языках существительные делятся на группы, в зависимости от того, справа, слева, вверху или внизу находится предмет.

Предполагается, что первые звуковые символы стали возникать по мере изготовления каменных орудий охоты и рыболовства. Руки заняты (как, помните, в примере с бревном, мне та ситуация кажется более показательной для мотивации возникновения осмысленных звуковых сигналов), а пообщаться хочется, ну и ляпнет древний гоменид звук какой-нибудь. Его сородич, если сообразительный (а несообразительные тогда долго не жили), по интонации догадается о цели коммуникационного сигнала и пошлет ответочку звуковым сигналом, символизирующим, какой он умный и понятливый.

Поначалу это происходило спонтанно, без участия воли «говорящих». Но мы склонны реагировать на одни и те же ситуации похожими восклицаниями, междометиями. Люди, живя вместе, начинают связывать эти звуковые повторы с определенными смыслами и перенимать некоторые друг у друга, повторять их осознанно. Потом в племени эти «слова» постепенно становятся общеупотребительными, обрастая со временем новыми, и родители уже начинают учить им детей. И пошло-поехало… Мозг растет, объемы памяти увеличиваются, речевой аппарат разрабатывается и приспосабливается ко все новым звукам, система осмысленных звуковых сигналов становится все сложнее. Я так себе это представляю.

Только ведь коллективом жили не только лишь человеки, а разговорчивыми оказались одни сапиенсы. Честь и хвала нашим предкам, спасибо им за труд по созданию нашего средства общения. Ведь именно труд (и не только физический!) сделал из гоминида человека.

Компаративистика сравнивает существующие языки и, выявляя между ними родство, восстанавливает мертвые праязыки
Компаративистика сравнивает существующие языки и, выявляя между ними родство, восстанавливает мертвые праязыки

Восстановление древних языков

В языкознании аксиомой является, например, существование праиндоевропейского языка (на нем говорили 6-7 тысяч лет назад, когда зарождалась цивилизация), из которого вышли все современные евразийские языки. Его успешно реконструируют, работа эта продолжается постоянно. Есть даже современные тексты, переведенные на праиндоевропейский. Я уже писала раньше, что восстановлением древних языков занимается очень сложная наука сравнительно-историческая лингвистика, а ученые, ею занимающиеся, называются компаративистами.

Компаративисты ищут не буквальное соответствие слов — оно, скорее всего, будет свидетельствовать о заимствовании. Они ищут устойчивые, регулярные соответствия на уровне звуков в базовых корнях* (например, соответствие звука [к] в одном языке звуку [т] в другом; и так про многие звуки). Мы увидим единые базовые корни в русском и английском: мать — mother, дочь — daughter, сын — son, дом — home.
Вот еще пример: базовый глагол «быть» имеет родство не только с английским «би», но и с японским «иру» (не буду утомлять вас цепочкой, восстанавливающей эту связь) и праалтайским «буи». В праевропейском восстановленный глагол звучал как «бхуу».
За тысячелетия слова могут меняться до неузнаваемости, но компаративисты — люди настойчивые и усидчивые. Они ищут и находят. Они применяют математические методы и исключают случайности.
*например: дом, вода, ты, мать, брат — то, что в силу своей важности и повседневной необходимости в употреблении первым обретает названия и никак не может заимствоваться, это и есть базовые корни
-5

Есть попытки пойти дальше в глубь веков: специалисты (особенно преуспели в этом русские лингвисты) имеют некоторые успехи в реконструкции так называемого ностратического праязыка (его гипотетическая макросемья, «потомки»: индоевропейские, уральско-алтайские, афразийские языки), существовавшего, по предположению датского лингвиста Педерсона, каких-то 14 тысяч лет назад. В начале ХХ века датчанин нашел общие корни в базовой лексике и родство во всех этих языках. Остаются неохваченными сино-тибетские языки (китайский, тибетский, бирманский), большинство языков Кавказа, языки индейцев обеих Америк. У них у всех тоже были свои праязыки, но, возможно, когда-нибудь удастся докопаться и до общих корней с ностратическим праязыком или более ранними и занырнуть еще глубже в тысячелетия. (Нырять есть куда: Дробышевский утверждает, что хомо сапиенсы оформились примерно 50 тысяч лет назад.) Но и реконструкции будут становиться при этом все более гипотетическими.

Понятно, что самый первый прапрапраязык восстановить будет невозможно — слишком это далеко по времени и слишком мало информации. Да я и не сильно верю, что был такой один язык. Я вот не пойму: как вообще на всем пространстве, например, Евразии мог существовать один-единственный язык, ведь люди в ту эпоху жили достаточно разрозненно, контактировали в основном в своем узком социуме. Мне представляется, что было бы логично, если бы в разных уголках нашей планеты и материков зарождались изначально разные системы речи. Но, возможно, они как зарождались, так и умирали вместе с племенами, их создавшими. А выжил сильнейший. Лингвисты ведь все-таки исходят из того, что был один самый первый язык.

«Смешение языков», Гюстав Доре
«Смешение языков», Гюстав Доре

Вавилонское столпотворение

Как тут не вспомнить Библию! Она ведь создавалась не как фантастика, а как нон-фикшн. Т. е. основывалась на известной базе данных. Значит, тогда уже предполагали существование единого человечьего протоязыка. Я подвожу к Вавилонскому столпотворению. Там ведь подразумевается, что до него все говорили на одном наречии, а потом, после известных событий вокруг строительства Вавилонской башни, вдруг возникло полное взаимонепонимание.

Парижское лингвистическое общество в 1866 году вообще наложило запрет на рассмотрение работ в области происхождения языка. Однако дискуссии среди ученых по этой проблеме продолжаются. Уже во второй половине ХХ века насчитывалось 23 основополагающие теории происхождения языка. Сейчас их наверняка еще больше. И, понятное дело, что вовлечены в эту проблематику не только лингвисты, но и историки, археологи, антропологи, палеонтологи, психолингвисты и другие исследователи. Так что у вас, дорогие читатели, есть шанс внести свою лепту, пока тема в науке не закрыта.

Похожие публикации читайте в подборке.

Благодарочка за дочитывание! Я старалась.