2003 год, Одесса. Спецслужбы готовятся к сложнейшему задержанию. Цель – Олег Пылев по кличке Генерал, один из лидеров Орехово-Борисовской группировки. В последние годы вместе с братом Андреем он руководил самой жестокой бандой 90-х. Их боялись, им подчинялись, с ними предпочитали не спорить, потому что разговор у «ореховских» был короткий – плати или умр̲и.
Допрос Олега Пылева ведет Александр Трушкин. Это сейчас он почетный пенсионер, полковник милиции в отставке, а тогда он был главным врагом «ореховских». С начала 90-х годов Трушкин вел непримиримую борьбу с бандой. Кадровый офицер, начавший службу с самых низов, спустя 10 лет наконец добрался до верхушки преступного «айсберга». Проходило это долго и непросто. Когда же состав банды наконец установили и собрали доказательства их причастности к преступлениям, членов группировки стали задерживать. На тот момент лидеры группировки, как правило, жили уже за границей, поэтому до них добирались дольше.
На допросах наглого и беспощадного Генерала словно подменили. Он мямлит, боится и все валит на Лешу Солдата, штатного киллера «ореховских». Оперативники поначалу посмеивались. К 2003 году Лешу Солдата считали некой легендой, мифическим персонажем, на которого члены группировки пытались повесить все преступления. О нем почти нет информации. Никто толком не знает, жив ли он и существовал ли вообще. Но тут мо̲нстр преступного мира, человек, чье имя преступники до сих пор боятся произносить всуе, Олег Пылев заявляет:
«За подписку о невыезде я сдам Лешу Солдата»
То, что услышал Александр Трушкин на допросах от лидера Ореховской группировки, шокировало. Оказалось, Леша Солдат (по паспорту Алексей Шерстобитов) не просто существует. Он потомственный военный, выпускник Ленинградского высшего военного училища железнодорожных войск, офицер, награжденный орденом «За личное мужество» еще в студенческие годы.
Как герой стал бандитом
Начало 90-х. Это были очень сложные годы: бандитизм, царящий повсеместно, тотальный беспредел и страна, поделенная на зоны влияния. Но самым страшным было не это. После крушения Советского Союза рухнули все прежние ценности. То, что было раньше важным, превратилось в пыль. Миллионы людей разных профессий и благосостояния поняли, что они никому не нужны и надо учиться жить по-новому.
Именно в это тяжелое время в жизни Леши Солдата появляется Григорий Гусятинский. Эта встреча навсегда разделит жизнь Шерстобитова на –до» и «после». С Гусятинским Шерстобитов познакомился в 1991 году. Они ходили в один спортивный зал, так называемую «качалку» в подвале московского района Медведково. Оба были военными, ровесники со схожей судьбой, у обоих семьи, и самое главное, Гриша в прошлом – лейтенант КГБ. Неудивительно, что Шерстобитов сразу проникся к нему доверием.
В тот момент Шерстобитов находился в сложной ситуации. Он недавно женился, супруга вот-вот родит, а зарплату не выдают. У всех родственников и знакомых деньги заняты и перезаняты по несколько раз. На что купить коляску ребенку и как смотреть в глаза жене, которая выходила замуж за военного офицера, за считанные месяцы превратившегося в нищего? Шерстобитову пришлось пойти на унизительный разговор и просить друга помочь с работой. Гусятинский спросил, на что готов его друг? И Шерстобитов, не задумываясь, ответил: «На все!».
Гусятинский предложил стать телохранителем. Работа весьма опасная, но и платили за нее хорошие деньги. В то время личный охранник был непременным атрибутом бизнесмена 90-х. Частная охранная деятельность предусматривала ношение оружия и для многих бизнесменов это была единственная возможность легально иметь при себе пистолеты и даже автоматы. Нередко ЧОПы, осуществлявшие охрану бизнесменов сами становились организованной преступной группой или вливались в ряды более влиятельной ОПГ.
За предложением Гусятинского стать телохранителем следовала проверка. Она проходила весьма своеобразно. В определенный день Шерстобитов и его новые друзья выехали с девчонками в лес на шашлыки. Непременный номер данной программы – стрельба. А внутри компании находился эксперт, который оценивает, так ли хорошо подготовлен Шерстобитов для роли телохранителя. В конце дня эксперт позвонил Гусятинскому и сказал всего одно слово, которое говорило о многом: «Лучший!». Шерстобитов получил работу.
Подстава
Первое время все было нормально: сопровождение платежеспособных граждан, охрана бизнесменов, никакого, как уверяет Леша Солдат, «мутняка». Хотя позже из материалов дела стало известно, что уже в то время Гусятинский возглавлял Медведковскую группировку, которая позже слилась с Ореховской. Однажды Гриша попросил друга спрятать сумку в лесу. Сумка была доверху набита оружием. Шерстобитов все сделал, как он выразился, ровно, о чем и отчитался Гусятинскому. А следующим утром оружие пропало и Леше Солдату сообщили, что надо вернуть содержимое сумки любым способом. Тот сразу позвонил Грише. Гусятинский ответил:
«Я ничего не могу сделать, это их оружие. Надо вернуть то же самое, которое пропало. Делай что хочешь»
Это была, говоря криминальным языком, подстава. Найти оружие нереально, заплатить за него нечем. Бежать? Но куда, на что? Можно пустить пулю в висо̅к, но что делать с женой и новорожденным сыном? А как же родители, сестра? Откажись Леша Солдат искать ту сумку, рас̲права ждала бы всех его родных.
Первый заказ
Вскоре Шерстобитова попросили вернуть должок. Ему дали револьвер с глушителем и приказали ликвидировать некоего авторитета по кличке Филин.
Михаил Фомин по кличке Филин, в те годы руководил одним из московских ЧОПов. С ним у «ореховских» возник конфликт. А споры они решали по известной и очень рабочей в те годы формуле «нет человека, нет проблемы». Оружие для уб̳ийства Леша Солдат выбирал сам. Он отказался от пистолета с глушителем, т.к. понимал: что моментально будет уничтожен ответным огнем. Гусятинский предлагал винтовку Мосина и она всем была неплоха, да очень уж старая, могла дать сбой. Шерстобитов думал про автомат Калашникова и даже специально выезжал в лес, чтобы пристреляться. Но в итоге выбрал гранатомет РПГ-18 «Муха» – легкий, мощный и не оставляющий шанса передумать. О нем с восхищением рассказывали сослуживцы, прошедшие Афган: «Муха» всегда «кусала» насмерть.
Леша Солдат тщательно готовился к первому уб̳ийству. Он продумал одежду – незаметная строительная роба, маска, скрывающая лицо. Кроме этого позаботился об уликах – набрал окурков в мусорном баке, прицепил на маску пару чужих волос. Уже тогда он знал, что: его будут искать, и надо пустить милицию по ложному следу.
Шерстобитов знал, что в определенный день Фомин приедет к спортивному центру на своей машине. У Леши Солдата для выстрела был всего один шанс – пара секунд, когда автомобиль уже остановится, а пассажир еще не выйдет. Заняв позицию, Шерстобитов задумался: а надо ли? Вот сейчас еще можно все прекратить, попробовать выкрутиться по-другому, без сделок с совестью. Но он военный, его учили уб̲ивать врагов и, главное, не пасовать в сложных ситуациях.
Выстрелом гранатомета оглушило всю округу. Но в тот день Фомину умир̲ать не пришлось. Как позже выяснилось, по чистой случайности. Во-первых, автомобиль был с открытыми окнами, взр̲ывной волной пассажиров буквально выбило из машины. Во-вторых, помог счастливый случай: Фомин уронил телефон и нагнулся поднять его. В этот момент в то место где секунду назад была его го̲лова, пролетел снаряд. Снаряд попал прямо в салон и «прошил» машину насквозь. Машина была отброшена, загорелась, пассажиров ко̲нтузило. Фомину отр̲убило несколько пальцев на руке, но все остались живы.
Шерстобитову казалось, что это провал, задание не выполнено, а значит, его ждет смер̲ть. Мыслями Леша Солдат все время возвращался к жене Ольге и новорожденному сыну Илье. Умер̅еть не страшно, но как жить, если не станет их? Вопреки ожиданиям, неудачное покушение на Фомина высоко оценили «ореховские», ведь раньше киллеры использовали только стрелковое оружие. Взять на дело гранатомет, заявить о себе громко и открыто было дерзко и очень по-пацански. На долгие годы Леша Солдат стал законодателем бандитской моды. После него прокатился целый ряд преступлений, когда наемные уб̳ийцы использовали ручные гранатометы. Бизнесмены всех мастей притихли, усилили охрану и стали чаще молиться в построенных ими же храмах.
Леша Солдат наконец смог спокойно вздохнуть. Гриша предложил ему штатную должность «чистильщика» с зарплатой в 2,5 тыс. долларов (для сравнения, заработок квалифицированного рабочего в начале 90-х составлял около 12 долларов в месяц). Теперь можно было не думать, чем накормить жену и сына. Появились деньги и время на семью. [Продолжение читайте в следующей части по ссылке ниже]