Найти тему
6000 миль до Голливуда

Обломы Лос-Анджелеса. Кристиан Бэйл в крим. триллере от создателя "Патруля" и "Ярости"

("Крутые времена", Harsh Times, 2005, США)

- Не хочу быть вольною царицей. Хочу быть владычицей морскою! - воскликнула как-то раз одна взбалмошная старуха, обнаглев от прущего на нее, потока бесплатных радостей. Да только ничего у той старухи не выгорело. Её поставщик халявы не потерпел такого хамства и перестал иметь с сумасбродкой дело.
А вот сценарист Дэвид Эйр, в отличие от нее, повел себя в 2000-х гораздо скромнее...

"- Ты пошто боярыню обидел, смерд?!" © Цитата из другого фильма
"- Ты пошто боярыню обидел, смерд?!" © Цитата из другого фильма

- Не хочу быть одним только сценаристом! Хочу быть еще и режиссером, и чтобы прочие члены съемочной группы были у меня на посылках! - воскликнул однажды Эйр, уже успевший сделать себе имя в таких проектах, как "Ю-571", "Тренировочный день", "Форсаж", "Проклятый сезон" и "S.W.A.T.: Спецназ города ангелов". А поскольку никакой халявы для себя он не требовал, и никого, включая фортуну, этим своим желанием не оскорбил, оно взяло, да и сбылось. Правда, с бюджетом всего-навсего в 2 млн. $, зато так удачно, что с тех пор Дэвид в режиссуре и прописался. Хоть и с переменным успехом, но тем не менее.

"Крутые времена" - теперь это, можно сказать, классический Эйр-режиссер. Потому что к теме уличного криминала Лос-Анджелеса он в своем творчестве возвращается регулярно, словно антилопа к водопою, причем иногда оно принимает у Дэвида весьма экзотические формы. А дебютную его картину вдобавок почтил своей игрой набирающий тогда звездность, Кристиан Бэйл. Чей гонорар в тот же год у Нолана в "Бэтмене: Начале" был в 4,5 раза выше, чем ВЕСЬ (!) бюджет "Крутых времен". И тем не менее Бэйл не погнушался отработать у Эйра за чисто символические гроши. И не на подтанцовке, а в главной и эмоционально напряженной роли. Ладно хоть отощать до скелетных нормативов, как двумя годами ранее в "Машинисте", Кристиана не заставили. Наоборот, легкая бэтменская "подкачанность" пошла его герою, ветерану-рейнджеру Джиму, исключительно на пользу образа.

Впрочем, несмотря на его армейскую выправку, нынешний образ жизни Джима не больно-то похож на здоровый. Его хроническое пьянство и наркотические угары с корешем Майком (Фредди Родригес) обусловлены еще и тем, что оба они никак не могут найти себе работу. А поскольку на вечно похмельные головы работа ищется из рук вон плохо, это поневоле ввергает их в депрессию. А чем лечится депрессия у конкретных уличных пацанов, даром что им обоим уже под "тридцатник"? Правильно: еще более форсированными пьянством и наркотическими угарами.
Хрестоматийный порочный круг во всей своей безжалостности, что тут еще скажешь?

- Да-да, конечно, по лит-ре и физ-ре у нас одни только пятерки!
- Да-да, конечно, по лит-ре и физ-ре у нас одни только пятерки!

Собственно, кроме колоритного живописания ежедневных загулов Джима и Майка больше ничего в "Крутых временах" и нет. Чередование простых криминально-бытовых радостей и горестей, влипание в неприятности и скандалы, да раз за разом профуканные шансы, казалось бы, изменить судьбу к лучшему... Иными словами, всё как в жизни. Тем более Эйр и не скрывает, что срисовывал этих персонажей с реальных своих знакомых времен бурной молодости.
Кстати, по своему детальному "подзаборному" натурализму, прокуренному духу и построению сюжета
"Крутые времена" очень похожи на эйровский же "Тренировочный день" (2001, реж. Антуан Фукуа). Разве что тот был посвящен "служивым людям", лос-анджелесским копам разной степени грязности, а здесь перед нами типичные раздолбаи, у которых с самодисциплиной и вовсе полный швах.

Как бы то ни было, заметный уже в дебюте, фирменный стиль Эйра-режиссера даже столь незамысловатую историю превращает в захватывающий триллер. Где беспросветный драматический мрак контрастирует с жизнерадостным калифорнийским солнцем, создавая у зрителя особое непередаваемое настроение, которое он запомнит надолго.
Только вот развязка всего этого бедлама, при всём её накале страстей, показалась мне чересчур скомканной. И оттого не шибко удачной. Однако допускаю, что тут дело не в Эйре, а в моем личном вкусе, и что многие из вас, наоборот, сочтут такую развязку гармоничной и правильной. Вполне возможно, так что не настаиваю.

Но пока дело дойдет до развязки, Эйр, Бэйл и Родригес устроят нам такой фестиваль неполиткорректности и хулиганских приключений, какой в современном прилизанном кино уже и не сыщешь. Да что там, попытавшись сварганить три года назад нечто подобное, - "Выбивая долги", - Эйр в итоге так и не смог этого сделать. И выдал нам на суд довольно бледную и малоинтересную картину, где единственной запоминающейся деталью были... ломаные борцовские уши Шайи ЛаБафа. А всё прочее, включая название самого фильма, забывалось уже через пару недель.
Чего нельзя сказать о местном дуэте эксцентрично-неврастеничного Бэйла и бегающего у него на поводу, коротышки Родригеса. Эти двое покажут нам по-настоящему грязную изнанку Лос-Анджелеса, причем так дерзко и безбашенно, что "
Крутые времена" захочется пересмотреть еще не раз и не два.

- На службу в полиции не рассчитывайте, юноша, но в Бэтмены вас, пожалуй, возьмут. Зайдите в кабинет доктора Нолана дальше по коридору.
- На службу в полиции не рассчитывайте, юноша, но в Бэтмены вас, пожалуй, возьмут. Зайдите в кабинет доктора Нолана дальше по коридору.

***

В общем, "Крутые времена" - возможно, не эталон, но все равно именно то кино, которое хочется увидеть, выбирая себе что-нибудь на вечер из современных криминальных драм Голливуда. И которое сегодня уже практически разучились снимать. Ну разве только в формате сериалов можно еще наткнутся на нечто подобное,- там да, отдельные таланты такого уровня пока не перевелись.
Хотя ставить на Дэвиде Эйре крест после провального "Выбивая долги" я бы всё-таки не стал. Ибо он уже не раз доказывал, что неудачи в его работе, это явление временное. Да и творческие планы у него любопытные: грядущий боевик "Пчеловод" со Стэйтемом, а также сценарии к обещанным ремейкам "
Коммандо" и "Дикой банды".

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):