(The Tax Collector, 2020, США)
Этот фильм - красноречивая иллюстрация пословицы «Сколько волка ни корми, а он всё равно в лес смотрит». Та же история приключилась и с Дэвидом Эйром. Сколько ни кормили его крутыми бюджетами и приглашениями работать в высшей лиге («Ярость», «Саботаж», «Отряд самоубийц», «Яркость»), а он всё равно сбежал в тот лес, где началась его режиссёрская карьера.
Точнее, возвращается он к кроваво-жёстким криминальным драмам и боевикам про «пацанов» и копов из бандитских районов Лос-Анджелеса: «Крутые времена», «Короли улиц», «Патруль», «Тренировочный день» (в последней Эйр был только сценаристом, но его фирменный почерк виден и в работе другого мастера). Фильмам, которые, собственно, и сделали Дэвиду в Голливуде имя.
«Выбивая долги» (кстати, удачная адаптация названия, поскольку в российском понимании герои фильма никакие не коллекторы и не сборщики налогов) - очередной возврат Эйра к истокам. И для его старых поклонников всё здесь до боли узнаваемо - так, будто они вернулись домой после 8-летней разлуки, если считать с «Патруля». То же латиноамериканское гетто Лос-Анджелеса, те же «вусмерть» татуированные гангстеры, те же музыкальные ритмы и, естественно, то же лютое беззаконие. Правда, на сей раз Дэвид решил обойтись без героев-копов, даже на втором-третьем плане, что для него довольно нехарактерно.
Зато он внезапно для всех снова пригласил к себе Шайю ЛаБафа, который так выразительно пускал у него одним глазом слезу в «Ярости». Причём теперь - не на «плачущую» роль и вообще не на привычную для Шайи роль великовозрастного юноши. Наоборот, здесь его подстригли и обрили под «мексикано гангста», разрисовали всего наколками, чуток подкачали ему бицуху... А напоследок - о, это надо лицезреть самому! - «сломали» ЛаБафу уши, прямо как у дядюшки Рэнди (см. скриншот ниже)! После чего дали кликуху Чудовище и послали играть, угадайте, кого?
Братуху-борцуху? Ну почти - вышибателя долгов для мексиканского картеля, отмороженного на всю башку, напарника главного героя Дэвида (Бобби Сото). Который и сам немножко борец, только ещё не отбитый о татами до «чудовищной» кондиции.
К сожалению, в отличие от колоритных персонажей, с их историей Эйр неожиданно подкачал.
Главный её недостаток: она до обидного банальная. Особенно в сравнении с предыдущими гангста-фильмами Дэвида, где он по-честному напрягал свою авторскую мысль, изобретая для нас что-нибудь этакое, с подвывертом, чего мы в криминальных боевиках ещё не видывали.
И ведь раньше у него это замечательно получалось. А сегодня или воображение у Эйра разленилось, или, что гораздо хуже, он потерял нюх и хватку.
Начав за здравие и познакомив нас с крутыми бандюками Дэвидом и Чудовищем, а также их зубодробительной работой и личной жизнью, затем Эйр запускает к ним в огород козла новую банду конкурентов... и, в общем-то, всё. Разыгрывается война в духе «челюсть за зуб», сюжет увязает в глубокой колее и, то и дело буксуя, катит к финалу. Никуда не сворачивая и попутно стреляя из ружей, которые Эйр развесил в начале. И про которые он, разумеется, не забыл - хотя бы в данном вопросе он остался старательным и педантичным.
***
В общем, до сей поры лично я затруднялся сказать, какая из «бандитских» работ Дэвида самая неудачная - все они были по-своему яркими и оригинальными. Однако теперь на этот вопрос есть однозначный ответ: «Вышибая долги». Где Эйр на удивление своих поклонников (особенно старых) скатился в мелодраматический примитивизм и не выдал ни одной (!) сколько-нибудь уникальной идеи... Если, конечно, не считать таковой «борцовские» уши Шайи ЛаБафа - единственное, что вы наверняка тут запомните. Тогда как всё прочее, включая одноклеточно-банальный сюжет, забудете уже через неделю - прискорбный, но очевидный факт.