Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Коммандос

Оглавление

(1985, США)

Кто же не помнит этот легендарный бицепс на легендарном постере легендарного фильма! А ведь, если задуматься, сколько человеческих судеб он изменил, а то и вовсе сломал в СССР в конце 80-х. Впечатлительные юноши смотрели в видеосалонах «Коммандо» (в то время русское название этой картины писалось обычно без «с»), покупали в переходах метро плакаты со Шварцем, включая данный постер, шли в подвалы-«качалки» и начинали усиленно тягать «железо». Ну а кто какой дорожкой - прямой или извилистой, - уходил из тех подвалов, тоже общеизвестно. Кому-то, разумеется, эта спортивная школа пошла впрок, однако тысячи павших в бандитских разборках 90-х «качков» отправились в могилы именно потому, что однажды решили стать такими же мощными чуваками, как Шварценеггер. И ведь многие из них действительно стали. Жаль, только ненадолго, так как распорядиться своей силищей по-умному, в отличие от Арнольда, они не сумели.
Однако не в одном лишь СССР «Коммандо» имел столь бешеный успех. За рубежом этот убей-их-всех-боевик тоже снискал популярность и по праву считается лучшим фильмом режиссера Марка Лестера. Правда, последнее звучит как шутка, особенно на фоне дальнейших «успехов» Марка, скатившегося на такое дно, что его нынешние трехкопеечные поделки и фильмами-то сложно назвать. Но тридцать лет назад имя Лестера в Голливуде кое-что да стоило. Мало того, одна из его тогдашних работ, «Каскадеры» (1977), была закуплена для кинопроката в Советском Союзе, и я ее в то время даже видел (хотя о чем в ней рассказывается, толком уже не помню). Лестерский же «Коммандо» дошел до нас только на видео, но у себя на родине собрал очень нестыдную кассу. И кабы не взбрыкнувший Шварценеггер, отказавшийся сниматься в продолжении этой многотрупной мясорубки, мы, подростки 80-х, получили бы в те годы двойную порцию чистого, искреннего экшен-кайфа... Впрочем, нельзя сказать, что мы его не получили. Говорят, будто сценарий этого не вышедшего сиквела был затем переделан в сценарий первого «Крепкого орешка», а он тоже стал в итоге суперхитом советско-пиратского видеопроката.

-2

Актерская игра и сюжет - вот две ахиллесовы пяты, по которым критики нещадно стегают «Коммандо» даже спустя тридцать лет. И они правы. Можно сказать, что ни того, ни другого здесь попросту нет. Разве что смуглокожая напарница Шварца (Рей Донг Чонг) пытается изображать перед нами живые человеческие эмоции. Прочие же актеры, включая главного жонглера бицепсами, подобной ерундой себя не утруждают, а просто корчат страшные рожи в боевых сценах. В спокойных же сценах они лишь тупо лыбятся, что почти не отличимо от их гримас злобы. С другой стороны, а что еще требовать от сюжета про то, как «У крутого спецназёра украли дочь, чтобы его шантажировать, только он не поддался на шантаж, пошел, замочил всех и спас дочь»? А уж дефицита мочилова тут точно не наблюдается. Особенно в финале, когда Шварц хватает пулемет и нагло косплеит Рэмбо-2, который вышел в прокат на полгода ранее. И который «Коммандо» пытался одержимо переплюнуть во всем, причем не сказать, что безуспешно.

***

В общем, одна из главнейших чудотворных икон Святого Арнольда в иконостасе Эпохи Видеосалонов. Надо заметить, что при правильном настрое на «тупой боевик со Шварцем» кино отнюдь не вызывает раздражения - наоборот, всячески радует и умиляет. Подчеркиваю: при правильном настрое. А вот при неправильном особо впечатлительным и тонко чувствующим эстетам-зрителям явно придется вызывать неотложку. Поэтому будьте внимательны, берегите себя и свои драгоценные нервы!

-3