( U-571, 2000, США)
Ещё одна напрочь "издохшая" тема в художественном кино 21 века: подводные лодки. Казалось бы, ещё совсем недавно, в 90-х, "Охота за "Красным октябрем" Джона МакТирнана и "Багровый прилив" Тони Скотта собирали очень достойную кассу, а в следующем десятилетии - всё, как отрезало! Ни один сколько-нибудь заметный фильм о подводниках, снятый в 2000-х годах, так и не смог всплыть с прокатного дна. Да и в 2010-х судьба "Черного моря" и "Хантер киллера" красноречиво говорит о том, что никаких подвижек на этом фронте покамест нет. Ни "камерные" триллеры, снятые внутри подлодок, ни боевики с выходом из подлодок на берег нынешнему зрителю не интересны, как бы ни тщились некоторые режиссеры-оптимисты доказать обратное.
"Ю-571" (и, если на то пошло, заодно наши отечественные "72 метра") - фильм из "подводной" оперы, скажем так, переломного периода. То есть он вышел на экраны, когда зритель ещё не вконец охладел к субмаринам, но толпами на них в кино уже не валил. Поэтому данная картина Джонатана Мостоу - классический прокатный "середняк", двукратно отбивший свой бюджет, но солидных барышей так и не хапнувший.
Мостоу тоже рисковал потерпеть фиаско, кабы не выбрал для "Ю-571" верный творческий курс. То есть сделал из нее взрывной боевик, а не кошмар клаустрофоба с героями, безвылазно торчащими в утробе подлодки вплоть до финальных титров. Сдается мне, на тот момент Джонатан и вовсе снял самую зрелищную историю про подводников из тех, что когда-либо делались прежде. Ради чего обрушил на головы своих героев все мыслимые приключения, которые только можно впихнуть в стандартную двухчасовую картину. Исключая разве что эпидемию смертоносной болезни - этим спустя три года займётся уже Тони Иглио в своей "U-429: Подводная тюрьма".
Здешняя же океанская войнушка начинается с того, что где-то на севере Атлантики германская субмарина U-571 была потрёпана глубинными бомбами, потеряла половину экипажа и была вынуждена всплыть, чтобы подать своему командованию сигнал о помощи. Однако её призывы в радиоэфире слышат чуткие уши американцев, после чего у тех загорается идея: а что, если мы доплывем до U-571 первыми и, выдав себя за немцев, захватим их лодку? А заодно с нею и ту проклятую шифровальную машину "Энигма", над алгоритмом работы которой всё ещё безуспешно бьются наши ученые.
Затея была крайне рискованная, но в теории осуществимая. Случись такое в реальности (а в фильме обыгрывается целиком выдуманная история), вряд ли американцы устояли бы перед искушением провернуть аналогичную операцию. И вот их подлодка, тщательно замаскированная под немецкую, гребёт винтом навстречу U-571 в надежде, что та не раскроет блеф. По крайней мере, пока десантники из Штатов не высадятся ей на борт.
Ясен пень, что эта состряпанная на скорую руку авантюра не могла пройти без сучка и задоринки. Хотя начало диверсии прошло почти как по маслу. Не без потерь, но десантники захватили и лодку, и чёртову "Энигму". Вот только не успели они расслабиться, как вдруг откуда ни возьмись... ну, или, если быть точным, из тех же океанских глубин сюда нагрянула вторая германская субмарина. Которая оказалась намного глазастей и сразу раскусила "артистов". После чего без лишних разговоров всадила им в бочину торпеду и потопила их с первого же попадания.
Правда, на дно отправились не все коварные янки. Девять из них - те, что не успели вернуться на борт своей лодки, - были вынуждены искать спасение на ещё не потопленной U-571. Ради чего её пришлось в жуткой спешке разминировать и готовить к бою с соотечественницей. Благо, среди десантников оказался старпом и несколько матросов, которые мало-мальски разобрались в незнакомом управлении и заставили эту большую поломанную железяку двигаться.
И это было только начало их борьбы за выживание на трофейной субмарине...
***
В общем, фильм ожидаемо был разорван в клочья знатоками истории, оружия и техники. И наверняка заслуженно. Даже на взгляд профана в военно-морском деле кое-какие моменты в "Ю-571" выглядят не слишком-то правдоподобно. Так или иначе, но в плане зрелищности и саспенса Джонатан Мостоу всё сделал грамотно. И даже более чем. Дошло до забавного: сегодня на Кинопоиске рейтинг этой картины даже выше, чем на IMDb. Хотя, казалось бы, всё должно быть наоборот, учитывая патологическое недолюбливание у нас любых голливудских киноверсий о Второй мировой войне. Но, как видим, для Мостоу суровый российский зритель сделал исключение, что тот непременно оценил бы, если бы когда-нибудь об этом узнал.