Найти в Дзене

Это считается рекламой или нет? Маркировать или не маркировать?

Оглавление

Это считается рекламой или не считается? Это нужно маркировать или не нужно? Меня оштрафуют или нет?

Спокойствие! Сейчас разберемся, как отличить рекламу от информации, которую маркировать не нужно, и как обезопасить себя от штрафов.

Нас интересует не теория, а практика. Поэтому меньше слов, сразу к делу.

В заметке последовательно ответим на вопросы:

  • Какая ответственность за несоблюдение требований о маркировке рекламы?
  • Кто должен маркировать рекламу и кого могут оштрафовать?
  • Что точно нужно маркировать?
  • Что маркировать не нужно?
  • Зачем введена маркировка рекламы?
  • Насколько обоснованы такие высокие штрафы?
  • Легко ли будет оспорить незаконность штрафа?
  • Как обезопасить себя от штрафов?

Какая ответственность за несоблюдение требований о маркировке рекламы?

КоАП РФ Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе:

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 14 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
15. Неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанности по предоставлению информации или обязанности по обеспечению предоставления информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с законодательством о рекламе, либо нарушение установленных сроков исполнения таких обязанностей, либо предоставление в указанный орган при исполнении таких обязанностей неполной, недостоверной, неактуальной информации -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
16. Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы либо нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
17. Неисполнение оператором рекламных данных обязанности по передаче предоставленной ему в соответствии с законодательством о рекламе информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, либо несоблюдение оператором рекламных данных установленного порядка взаимодействия с указанным органом, либо предоставление оператором рекламных данных в указанный орган неполной, недостоверной, неактуальной информации, либо нарушение оператором рекламных данных установленных требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядку и срокам его присвоения, хранения и предоставления в указанный орган -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

А вот и норма закона о рекламе, за нарушение которой грозятся штрафовать с 1 сентября 2023 года - Статья 18.1. Реклама в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Кто должен маркировать рекламу и кого могут оштрафовать?

Вот ссылка на Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 948 "Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций"

Из названия постановления не трудно догадаться, что в нём указаны те лица, которые должны передавать информацию о рекламе в Роскомнадзор. А значит это те лица, которых могут оштрафовать за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований к маркировке рекламы.

К этим лицам относятся рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, отвечающие следующим критериям (для удобства немного сократил):

  • рекламодатели - юридические или физические лица, индивидуальные предприниматели, за исключением рекламодателей, обладающих исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющихся изготовителями или продавцами товаров;
  • рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые являются юридическими или физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и осуществляют и (или) организуют распространение в сети "Интернет" рекламы любых рекламодателей;
  • рекламораспространители, являющиеся владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в сети "Интернет", включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторами поисковых систем.

Что точно нужно маркировать?

Маркировать нужно распространяемую в сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации.

Для понимания стоит разобрать это на составные части:

  • Реклама. Не информация, не органичная интеграция, не политическая реклама,не справочно-информационные и аналитические материалы, а именно реклама;
  • распространяемая в сети "Интернет". Маркировать нужно только рекламу, которая распространяется в сети "Интернет". Например, E-mail рассылка рекламы и PUSH-уведомления не требует маркировки, так как относится к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.
  • направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации. В связи с этим, реклама, размещенная в социальных сетях, которые запрещены на территории РФ - не требует маркировки, так как не отвечает целям маркировки.

Что маркировать не нужно?

Не нужно маркировать всё, что не является рекламой (ч. 2 ст. 2 Закона о Рекламе):

  • политическая реклама;
  • информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным;
  • справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
  • сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера;
  • вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
  • объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
  • упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Не нужно маркировать социальную рекламу (ч. 4 ст. 18.1 Закона о рекламе).

Маркетплейсы и поисковая выдача - не реклама, даже если карточки товаров каким-то особенным образом выделены на фоне других карточек. Поднятие в поисковой выдаче - не реклама, а техническая услуга.

Не нужно маркировать рекламу, размещенную до 01.09.2022 года, но на ней должна быть указана дата размещения до 01.09.2022 года.

Зачем введена маркировка рекламы?

Из статьи 18.1 Закона о рекламе следует, что это сделано в целях обеспечения прослеживаемости рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Из пояснительной записки к законопроекту, внесенному 18.05.2021, следует, что законопроект "разработан в целях совершенствования отношений в сфере рекламы, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», путём обеспечения прослеживаемости такой рекламы в сети «Интернет».

Кому интересно ознакомиться с материалами, сопровождавшими принятие закона о маркировке рекламы, можно ознакомиться в карточке законопроекта по ссылке в предыдущем абзаце.

Насколько обоснованы такие высокие штрафы?

Штрафы за нарушение требований к маркировке рекламы не обоснованны вовсе.

Вот карточка законопроекта № 337373-8, которым в КоАП РФ внесены изменения, установившие штрафы за нарушение закона о маркировке рекламы. В материалах, сопровождавших законопроект, нет никакого обоснования таких штрафов. В обсуждениях, сопровождавших законопроект, не было никаких обоснований таких штрафов.

Обоснованный - это подкреплённый убедительными доказательствами, доводами. Так как нет вообще никаких доводов и доказательств, обосновывающих такой размер санкций за нарушение маркировки, их нельзя назвать обоснованными.

При этом даже беглое сравнение санкций ч. 15-17 ст. 14.3 КоАП РФ с санкциями соседних статей вызывает недоумение. Сравните сами две соседние статьи:

  • Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, - влечет штраф на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (ст. 14.2 КоАП РФ);
  • Распространение рекламы без присвоенного идентификатора рекламы - влечет штраф на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ).

Выходит, продавать запрещенные товары в 12,5 раз безопаснее, чем размещать рекламу без идентификатора. Вряд ли это можно назвать разумным и обоснованным.

Легко ли будет оспорить незаконность штрафа?

На сегодняшний день нет нормативно-правовых актов, которые бы достаточно точно и однозначно разграничивали информацию от рекламы, подлежащей маркировке. Нет ясных и, что особенно важно, официальных разъяснений Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о маркировке рекламы. При этом даже в подзаконных актах, регулирующих маркировку рекламы, имеются противоречия с законом.

К сожалению, до сих пор разъяснения ФАС о маркировке рекламы носят преимущественно неофициальный характер и даны в форме ответов на вопросы в интервью, конференциях, семинарах и тому подобное. А в суде принято ссылаться на официальные документы и правовые акты, которых до сих пор крайне недостаточно.

В этой связи можно сделать 2 основных вывода:

  • Из-за недостаточной ясности каждый случай привлечения к ответственности будет рассматриваться ФАС в индивидуальном порядке. Как следствие, массовое привлечение рекламодателей к ответственности мы вряд ли увидим.
  • Также из-за недостаточной ясности суды в каждом случае будут рассматривать такие дела, руководствуясь не столько требованиями правовых актов и официальными разъяснениями, а руководствуясь собственным усмотрением.

Как обезопасить себя от штрафов?

В самом начале заметки мы договорились, что тут будет минимум теории и максимум практических советов. Поэтому в условиях недостаточно ясного правового регулирования и с индивидуальным подходом, который декларирует ФАС, наиболее эффективным, простым и практически бесплатным способом оказывается запрос разъяснений от ФАС.

Обратиться в ФАС за разъяснениями - это бесплатная возможность получить от ФАС официальный правовой документ, гарантирующий непривлечение к ответственности в будущем.

Проще говоря, каждый может обратиться в ФАС с просьбой проверить самого себя (свои материалы) на предмет соответствия требованиям к маркировке рекламы.

Ответом на такое обращение будет официальный документ, подтверждающий соответствие требованиям закона или указывающий на нарушение с предостережением.

  • Если в ответе вам сообщат, что всё в порядке, например, что это не реклама и маркировать не нужно, впредь вы сможете ссылаться на этот документ.
  • А если в ответ придет предостережение, его уже можно обжаловать, без томительного ожидания "оштрафуют/не оштрафуют".

Направить обращение в ФАС можно в письменной форме любым удобным способом: лично, почтой, электронной почтой, а так же через сайт ФАС. Последний способ, на мой взгляд, гораздо быстрее, проще и дешевле обойдётся.

Только перед подачей обращения убедитесь, что на сайте ФАС в разделе "ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ" нет ответа на ваш вопрос. Дело в том, что одним из оснований для отказа в рассмотрении обращения является следующее: "В тексте вопрос, на который уже многократно давались письменные ответы". Впрочем, наверняка ваш вопрос будет не общим избитым, а вполне конкретным.

Могу предложить вот такой пример обращения: Obrazec_zayavlenia_v_FAS_ot_UL.docx

Ни сколько не сомневаюсь, что вы при случае сможете составить заявление гораздо лучше и гораздо более подходящее под вашу ситуацию.

Подписывайтесь на канал, если еще не подписаны
Ставьте "палец вверх", делитесь в соцсетях, оставляйте комментарии
Подписывайтесь на канал в Телеграме, чтобы не пропускать заметки
Найти меня можно на сайте: buro26.ru, если понадоблюсь