Это считается рекламой или не считается? Это нужно маркировать или не нужно? Меня оштрафуют или нет?
Спокойствие! Сейчас разберемся, как отличить рекламу от информации, которую маркировать не нужно, и как обезопасить себя от штрафов.
Нас интересует не теория, а практика. Поэтому меньше слов, сразу к делу.
В заметке последовательно ответим на вопросы:
- Какая ответственность за несоблюдение требований о маркировке рекламы?
- Кто должен маркировать рекламу и кого могут оштрафовать?
- Что точно нужно маркировать?
- Что маркировать не нужно?
- Зачем введена маркировка рекламы?
- Насколько обоснованы такие высокие штрафы?
- Легко ли будет оспорить незаконность штрафа?
- Как обезопасить себя от штрафов?
Какая ответственность за несоблюдение требований о маркировке рекламы?
КоАП РФ Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе:
1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 14 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
15. Неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанности по предоставлению информации или обязанности по обеспечению предоставления информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с законодательством о рекламе, либо нарушение установленных сроков исполнения таких обязанностей, либо предоставление в указанный орган при исполнении таких обязанностей неполной, недостоверной, неактуальной информации -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
16. Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы либо нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
17. Неисполнение оператором рекламных данных обязанности по передаче предоставленной ему в соответствии с законодательством о рекламе информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, либо несоблюдение оператором рекламных данных установленного порядка взаимодействия с указанным органом, либо предоставление оператором рекламных данных в указанный орган неполной, недостоверной, неактуальной информации, либо нарушение оператором рекламных данных установленных требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядку и срокам его присвоения, хранения и предоставления в указанный орган -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
А вот и норма закона о рекламе, за нарушение которой грозятся штрафовать с 1 сентября 2023 года - Статья 18.1. Реклама в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Кто должен маркировать рекламу и кого могут оштрафовать?
Из названия постановления не трудно догадаться, что в нём указаны те лица, которые должны передавать информацию о рекламе в Роскомнадзор. А значит это те лица, которых могут оштрафовать за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований к маркировке рекламы.
К этим лицам относятся рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, отвечающие следующим критериям (для удобства немного сократил):
- рекламодатели - юридические или физические лица, индивидуальные предприниматели, за исключением рекламодателей, обладающих исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющихся изготовителями или продавцами товаров;
- рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые являются юридическими или физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и осуществляют и (или) организуют распространение в сети "Интернет" рекламы любых рекламодателей;
- рекламораспространители, являющиеся владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в сети "Интернет", включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторами поисковых систем.
Что точно нужно маркировать?
Маркировать нужно распространяемую в сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации.
Для понимания стоит разобрать это на составные части:
- Реклама. Не информация, не органичная интеграция, не политическая реклама,не справочно-информационные и аналитические материалы, а именно реклама;
- распространяемая в сети "Интернет". Маркировать нужно только рекламу, которая распространяется в сети "Интернет". Например, E-mail рассылка рекламы и PUSH-уведомления не требует маркировки, так как относится к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.
- направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации. В связи с этим, реклама, размещенная в социальных сетях, которые запрещены на территории РФ - не требует маркировки, так как не отвечает целям маркировки.
Что маркировать не нужно?
Не нужно маркировать всё, что не является рекламой (ч. 2 ст. 2 Закона о Рекламе):
- политическая реклама;
- информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера;
- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
- объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
- информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
- упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Не нужно маркировать социальную рекламу (ч. 4 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Маркетплейсы и поисковая выдача - не реклама, даже если карточки товаров каким-то особенным образом выделены на фоне других карточек. Поднятие в поисковой выдаче - не реклама, а техническая услуга.
Не нужно маркировать рекламу, размещенную до 01.09.2022 года, но на ней должна быть указана дата размещения до 01.09.2022 года.
Зачем введена маркировка рекламы?
Из статьи 18.1 Закона о рекламе следует, что это сделано в целях обеспечения прослеживаемости рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из пояснительной записки к законопроекту, внесенному 18.05.2021, следует, что законопроект "разработан в целях совершенствования отношений в сфере рекламы, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», путём обеспечения прослеживаемости такой рекламы в сети «Интернет».
Кому интересно ознакомиться с материалами, сопровождавшими принятие закона о маркировке рекламы, можно ознакомиться в карточке законопроекта по ссылке в предыдущем абзаце.
Насколько обоснованы такие высокие штрафы?
Штрафы за нарушение требований к маркировке рекламы не обоснованны вовсе.
Вот карточка законопроекта № 337373-8, которым в КоАП РФ внесены изменения, установившие штрафы за нарушение закона о маркировке рекламы. В материалах, сопровождавших законопроект, нет никакого обоснования таких штрафов. В обсуждениях, сопровождавших законопроект, не было никаких обоснований таких штрафов.
Обоснованный - это подкреплённый убедительными доказательствами, доводами. Так как нет вообще никаких доводов и доказательств, обосновывающих такой размер санкций за нарушение маркировки, их нельзя назвать обоснованными.
При этом даже беглое сравнение санкций ч. 15-17 ст. 14.3 КоАП РФ с санкциями соседних статей вызывает недоумение. Сравните сами две соседние статьи:
- Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, - влечет штраф на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (ст. 14.2 КоАП РФ);
- Распространение рекламы без присвоенного идентификатора рекламы - влечет штраф на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ).
Выходит, продавать запрещенные товары в 12,5 раз безопаснее, чем размещать рекламу без идентификатора. Вряд ли это можно назвать разумным и обоснованным.
Легко ли будет оспорить незаконность штрафа?
На сегодняшний день нет нормативно-правовых актов, которые бы достаточно точно и однозначно разграничивали информацию от рекламы, подлежащей маркировке. Нет ясных и, что особенно важно, официальных разъяснений Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о маркировке рекламы. При этом даже в подзаконных актах, регулирующих маркировку рекламы, имеются противоречия с законом.
К сожалению, до сих пор разъяснения ФАС о маркировке рекламы носят преимущественно неофициальный характер и даны в форме ответов на вопросы в интервью, конференциях, семинарах и тому подобное. А в суде принято ссылаться на официальные документы и правовые акты, которых до сих пор крайне недостаточно.
В этой связи можно сделать 2 основных вывода:
- Из-за недостаточной ясности каждый случай привлечения к ответственности будет рассматриваться ФАС в индивидуальном порядке. Как следствие, массовое привлечение рекламодателей к ответственности мы вряд ли увидим.
- Также из-за недостаточной ясности суды в каждом случае будут рассматривать такие дела, руководствуясь не столько требованиями правовых актов и официальными разъяснениями, а руководствуясь собственным усмотрением.
Как обезопасить себя от штрафов?
В самом начале заметки мы договорились, что тут будет минимум теории и максимум практических советов. Поэтому в условиях недостаточно ясного правового регулирования и с индивидуальным подходом, который декларирует ФАС, наиболее эффективным, простым и практически бесплатным способом оказывается запрос разъяснений от ФАС.
Обратиться в ФАС за разъяснениями - это бесплатная возможность получить от ФАС официальный правовой документ, гарантирующий непривлечение к ответственности в будущем.
Проще говоря, каждый может обратиться в ФАС с просьбой проверить самого себя (свои материалы) на предмет соответствия требованиям к маркировке рекламы.
Ответом на такое обращение будет официальный документ, подтверждающий соответствие требованиям закона или указывающий на нарушение с предостережением.
- Если в ответе вам сообщат, что всё в порядке, например, что это не реклама и маркировать не нужно, впредь вы сможете ссылаться на этот документ.
- А если в ответ придет предостережение, его уже можно обжаловать, без томительного ожидания "оштрафуют/не оштрафуют".
Направить обращение в ФАС можно в письменной форме любым удобным способом: лично, почтой, электронной почтой, а так же через сайт ФАС. Последний способ, на мой взгляд, гораздо быстрее, проще и дешевле обойдётся.
Только перед подачей обращения убедитесь, что на сайте ФАС в разделе "ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ" нет ответа на ваш вопрос. Дело в том, что одним из оснований для отказа в рассмотрении обращения является следующее: "В тексте вопрос, на который уже многократно давались письменные ответы". Впрочем, наверняка ваш вопрос будет не общим избитым, а вполне конкретным.
Могу предложить вот такой пример обращения: Obrazec_zayavlenia_v_FAS_ot_UL.docx
Ни сколько не сомневаюсь, что вы при случае сможете составить заявление гораздо лучше и гораздо более подходящее под вашу ситуацию.
Подписывайтесь на канал, если еще не подписаны
Ставьте "палец вверх", делитесь в соцсетях, оставляйте комментарии
Подписывайтесь на канал в Телеграме, чтобы не пропускать заметки
Найти меня можно на сайте: buro26.ru, если понадоблюсь