В Госдуме депутаты КПРФ, «Справедливой России — За правду» постоянно предлагают ввести прогрессивную шкалу налогообложения. Особенно это актуально в современных условиях, когда дефицит бюджета.
Прогрессивная шкала налогообложения
Николай Платошкин считает, что в современных условиях нет никаких оснований для того, чтоб не вводить прогрессивную шкалу налогообложения. Пора признать, что это разумное решение. Тем более что прогрессивная шкала есть почти во всех странах мира.
В условиях России прогрессивная шкала — это справедливое решение, поскольку собственность в девяностые годы получили нувориши за бесценок, что в данный момент признается на высшем уровне.
Однако до сих пор правительство против прогрессивной шкалы налогообложения. Рассмотрим, что говорит министр финансов Антон Силуанов, который в правительстве России является одним из главных противников прогрессивной шкалы.
Ответ Силуанова
Антон Силуанов, министр финансов, считает, что введение прогрессивной шкалы в России — это плохая идея. Силуанов видит в этом больше минусов, чем плюсов. А почему?
Причины такие: во-первых, это противоречит интересам бизнеса, которому нужно больше свободы и возможностей в современных условиях; во-вторых, если ввести прогрессивную шкалу, то платить налогов будут меньше, чем в данный момент.
Это связано с тем, что богатых людей устраивают невысокие налоги, и они платят, а если налоги будут высокими, то тогда задача богатых будет сводиться к тому, чтоб не платить налоги, и они это сделают, уверен Силуанов. Поэтому прогрессивная шкала налогообложения в современных условиях России не нужна.
Силуанов признает, что есть проблема, ведь бюджет действительно дефицитный. Но как эту проблему можно решить? Силуанов полагает, что выходом является большая приватизация и увеличение заимствований. А в долгосрочной перспективе желательно сокращение социальных расходов.
Точка зрения Николая Платошкина
Николай Платошкин считает, что аргументы Антона Силуанова опровергнуть легко: есть мировой опыт. Если учитывать мировой опыт, то можно понять, что богатые платят, так как государство может их заставить это делать. Это актуально и для США, и для Германии, и для Франции. Почему это не актуально для России? Силуанов этого не объяснил.
Более того, если сам Силуанов признается в том, что не способен работать так, чтоб государство получало налоги от богатых, то, возможно, тогда вместо него должны работать люди, которые смогут это обеспечить?
Силуанов, к сожалению, вообще не является человеком, который может думать над тем, как государство должно зарабатывать деньги. Силуанов вместо того, чтоб найти источник средств, предлагает продавать государственную собственность — и какое-то время не думать об этом.
Но что будет в случае, если государство избавится от основных активов — и уже будет нечего продавать? Антон Силуанов в таких условиях сможет предложить только режим жесткой экономии на социальной сфере — и все.
Таким образом, это уж точно не эффективный менеджер, потому что нет ничего эффективного в том, что распродавать государственную собственность, которая, что важно, приносит государству деньги. По факту предложения Силуанова ведут к ослаблению государства.
Тогда как прогрессивная шкала — это правильное решение в современных условиях, когда действительно нужно где-то получить дополнительные средства, причем не разово, как в случае с продажей государственной собственности.
Проблема Силуанова в том, что он не рассматривает долгосрочную перспективу и вообще в плане взглядов не пересматривает свою позицию, когда меняются условия. Силуанов считает, что одни и те же меры актуальны и для 2000, и для 2012, и для 2023 гг.