Когда в России доллар стал стоить 100 рублей, Центробанк решил повысить ключевую ставку, чтобы укрепить рубль. И вначале казалось, что это действительно изменило ситуацию. Однако довольно-таки быстро доллар снова стал стоить почти 100 рублей.
Доллар — 100 рублей
Николай Платошкин сказал, что причина, почему доллар стал стоить 100 рублей, заключается в том, что Банку России безразлично, какой курс рубля. Об этом Эльвира Набиуллина заявила прямо, когда доллар стоил 95 рублей.
Однако если ей безразлично, это не значит, что другим безразлично. На самом деле такой подход раскритиковали многие люди. Например, Игорь Сечин, глава «Роснефти», заявлял, что нужен сильный и стабильный рубль, а еще Набиуллину раскритиковал даже её бывший зам. Швецов, который также считает, что нужен стабильный курс рубля.
Ну и, понятно, что главный аргумент — позиция президента, что нужно изменить ситуацию. И только после этого Центробанк признал, что нужно укрепить рубль. Однако здесь важно то, каким образом его решили укрепить.
Решение ЦБ
Николай Платошкин отметил, что решение ЦБ было таким: повысить ключевую ставку с 8,5 до 12%. Сразу же после этого рубль укрепился. Но здесь ключевой вопрос в том, как именно он укрепился?
Доллар стоил 100 рублей, а стал стоить 94 рубля. Ну а потом ситуация изменилась так, что в итоге доллар стоит уже 97-98 рублей, следовательно, ситуация повторяется. Это означает, что меры Центробанка не были эффективными.
Николай Платошкин сказал, что в 2022 году, когда сменился внешнеполитический курс России, была использована эффективная мера, которая укрепила рубль. Это ограничение вывоза капитала из страны. Рубль тогда сразу же реально укрепился.
Однако и в ЦБ, и в правительстве посчитали, что укрепился слишком сильно, и поэтому пытались сделать все для того, чтоб ослабить рубль. Вот и ослабили до того, что доллар стал стоить 100 рублей.
Как изменить ситуацию
Николай Платошкин говорит, что ограничение вывоза капитала в современных условиях — это единственное разумное решение, если реально нужно укрепить рубль. Нужно помнить, что эту меру использовало правительство Евгения Примакова и Юрия Маслюкова. И это доказало свою эффективность, так как началось восстановление экономики, был реальный рост.
Проблема только в том, что Эльвира Набиуллина против этого. Она считает, что ограничения не нужны. Более того, она уверена, что не нужно никак ограничивать деятельность инвесторов из недружественных стран.
Следовательно, Набиуллина даже в современности продолжает выступать за свободный рынок. И поэтому можно заранее понять, каким образом она будет укреплять рубль в случае, если вновь доллар будет стоить 100 рублей.
Что же она сделает? Она, по всей видимости, в ближайшее время может вновь повысить ключевую ставку. То есть с 12% до 15, 18 или даже 20%. Это все временное решение, которое особенно изменить ситуацию не может.
В таких условиях кажется, что разумно вернуться к таргетированию курса рубля, ведь это было до Эльвиры Набиуллиной — и это работало. Однако сама Эльвира Набиуллина является противником этого. Она считает, что курс рубля должен быть рыночным.
И её не смущает тот факт, что ситуация в стране так сильно изменилась, что в итоге недружественные страны таким образом действительно могут ослаблять рубль. Ведь важно понимать, что против России используют нерыночные методы, а отвечать на это «свободным рынком» — неразумно.
Впрочем, пока Эльвира Набиуллина остается главой ЦБ, вряд ли стоит рассчитывать на перемены, так как она вряд ли пересмотрит свои взгляды. Она их не пересматривала с начала 1990-х, когда выступала за приватизацию. Она, к слову, до сих пор считает, что в России нужно провести большую приватизацию.