Найти тему

ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ «Сага о викингах»

Выпуск 2(10) 2020

Уже завершены последние приготовления к ПРЕМЬЕРЕ новой программы балета «Кострома» «Танцевальная увертюра мира». В коридорах свои места заняли сотни только что сшитых комплектов костюмов, именно комплектов, так как каждый из них представляет собой сложное многосоставное произведение, которое можно смело отнести к искусству тонкого дизайна.

В таких масштабах балет работал впервые. Каждый костюм требовал несколько месяцев на разработку и создание своего образа. Перед художниками стояла задача точного попадания в эпоху и культуру быта народов тех стран, которые отражены в спектакле.

О нюансах, трудностях и объемах непростого пути к созданию сценического образа мы расскажем на примере самого воинственного номера программы - «Сага о викингах».

«Сага о викингах» (постановка и хореография заслуженного артиста Костромской области Ивана Царенко) подарила балету знакомство с командой выходцев из движения исторической реконструкции - «Ратоборцы». Их работы, созданные с большим вниманием к мельчайшим деталям в передаче достоверности исторического или национального костюмов, сегодня широко используются в проектах киноиндустрии, телевидения и музейного дела. Как оказалось, Скандинавия – одно из любимых направлений мастерской, на тему которого ими организованы уже несколько фестивалей культур.

«Ратоборцам» предстояла непростая задача - создать не ролевой костюм (точную копию одежды определенного исторического периода), а костюм сценический, адаптированный под широкую амплитуду движений танцовщиков на сцене. Как команда по-настоящему творческих людей, увлекающихся, ищущих новые решения в создании необычных образов, мастера с большим азартом взялись за разработку и пошив костюмов.

Прежде чем приступить к работе, художник Анастасия Леоновская вместе с мастерами несколько раз приезжали в Кострому для обсуждения концепции образа номера. С хореографом-постановщиком Иваном Царенко и костюмером балета «Кострома» Натальей Селянкиной проводились многочасовые совещания. На них обсуждался предстоящий объем работы, находились компромиссы между художественным замыслом и необходимостью. Мастера знакомились с особенностями изготовления сценического костюма, подбирали способы обработки швов, обсуждали виды ткани по качеству и её структуре. Костюм должен был получиться красивым, удобным и, конечно, практичным.

-2

Творческий подход присутствовал на всех этапах воплощения идей автора и создания образа викингов. При пошиве использовался уникальный художественный замысел и много ручного труда.

-3

Чтобы создать цветовую гамму каждого костюма, Анастасия Леоновская лично окрашивала ткани, вырезала шаблоны для печати на фрагментах одежды, выбирала различные способы отделки, прорезы, зашивы, застрочки, отстрочки; использовала множество различных комбинаций в рисунках и покрое каждого элемента одежды.

Учитывая интенсивность эксплуатации костюма, в его деталях были использованы только натуральные ткани, в том числе натуральный мех и кожа - самый долговечный материал с фактурой, придающей образу необходимый колорит. Также мастера постарались облегчить момент надевания костюмов, заменив пуговицы на молнии. При этом, «Ратоборцы» не упростили ни одного способа отделки. По словам художника по костюмам Анастасии: «Нам важно, чтобы было красиво даже изнутри».

В номере нет ни одного повторяющегося костюма, ни в цвете, ни в форме. Каждый из них состоит из нижней рубашки, верхнего кожаного жилета, брюк, поножей (имитация сапог), поручей (имитация высоких широких манжет), которые создавались на эластичной основе с отделкой из шнуров, кожи и меха.

По своему характеру и образу все костюмы были разделены на три основных сословия:

Конунг – царь викингов. Его костюм самый богатый. В нем используется натуральная кожа, мех и металл как символ богатства, силы и знатности. В IX веке нашей эры металл в элементах одежды могли позволить себе носить только знатные или самые богатые воины, добывая его в бою либо покупая за большие деньги.

Ярлы – вожаки племен, самые приближенные к конунгу. Их одежды также украшают металлические элементы, меха и кожа как знаки отличия высших сословий.

Бонды – воины. Их одежды самые небогатые и простые. В них используются более спокойная цветовая гамма отделки и рисунков тканей.

Головные уборы. Традиционные головные уборы, широко используемые в костюмах других народностей, заменили парики в виде индивидуальных причесок. Задача художника была отойти от славянского образа русских артистов и привнести в их внешность колорит скандинавских воинов. Так к элементам костюмов добавились парики, накладки с выбритыми волосами, с хвостами, косами и татуировками.

Реквизит. В номере используется более 50 предметов реквизита. В его изготовлении «Ратоборцы» отталкивались, конечно же, от оригинала. Размеры, формы, цветовая гамма - практически все идентичное тому времени.

Для номера была изменена лодка, которая используется в прологе «Русь изначальная» (спектакль «Национальное шоу России «Кострома» - Примеч. ред.): удлинена металлическая конструкция, доработаны мягкие борта, имитирующие деревянную поверхность.

Так же к номеру были созданы 30 топоров, копье, 2 лука, барабаны, сигнальный рог, свиток, батуты, задекорированные чехлами, и самые загадочные элементы реквизита - 12 щитов с нанесенным на них эффектом свечения (в темноте по задумке балетмейстера высвечивается «морской змей Ёрмунганд из скандинавской мифологии).