Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Глава 16. Роковой 1453-й

Генрих VI в исполнении Тома Стёрриджа. Кадр из фильма «Пустая корона. Генрих VI».
Генрих VI в исполнении Тома Стёрриджа. Кадр из фильма «Пустая корона. Генрих VI».

Наступил роковой 1453 год. Он был богат на значимые события.

В этот год под ударами турок пал Константинополь и вместе с ним остатки Византийской империи. На Руси смертью Дмитрия Шемяки завершилась последняя феодальная война. Победой французов окончилась Столетняя война. Правда, англичанам и французам об этом сообщили только спустя четыре столетия.

В истории конфликта Йорков и Ланкастеров это тоже был очень важный год. Дважды герцог Йорк выступал с претензиями на подобающее ему место в государстве. И оба раза отступал. В 1453 году события сами сложились в узор, благоприятный для Йорков.

Прежде всего следует упомянуть сражение при Кастийоне 17 июля 1453 года. Последнюю битву Столетней войны англичане с треском проиграли, а через несколько месяцев лишились и остатков владений в Гийене. За ними оставался лишь Кале.

Достоверно неизвестно, это ли событие повлияло на состояние Генриха VI. Романисты склонны напрямую связывать то и другое. Фактом остается только дата – 10 августа 1453 года. В этот день 32-летний король впал в…

Впрочем, состояние его до сих пор определить трудно. Безумием называть его слишком громко. И на летаргию не тянет. Генрих впал в крутую апатию. Никого не узнавал. Мог только есть, пить и сидеть. Вел этакий растительный образ жизни.

Изображение Генриха VI на миниатюре.
Изображение Генриха VI на миниатюре.

В общем, король стал недееспособным, совершенно непригодным к управлению страной. Разумеется, в таких случаях необходимо устанавливать регентство. И, возможно, если бы королева Маргарита была уверена, что именно она станет регентом, процедуру бы запустили сразу.

Но этой-то уверенности как раз и не было. Хуже того, по близости крови, по происхождению, по весу в обществе роль регента наиболее вероятно отдали бы ненавистному герцогу Ричарду Йорку – естественному наследнику престола. Да к тому же Маргарита была на сносях.

На какое-то время королевское окружение удерживало ситуацию под своим контролем. Печать есть. Король заперт и, дескать, много молится. Указы можно издавать от его имени. Чем герцог Сомерсет и пользовался.

13 октября 1453 года произошло еще одно важное событие: королева родила мальчика. Наконец Ланкастеры получили своего наследника. Принца назвали Эдуардом.

Разумеется, не обошлось без порочащих слухов. Дескать, сразу видна работа герцога Сомерсета. Ну да эти слухи так навсегда слухами и остались, не имея никаких последствий.

К зиме слухи о недееспособности короля распространились достаточно широко. На повестку дня встал вопрос о регентстве. Парламент был распущен до марта 1454 года. До этого срока обе стороны начали борьбу за сторонников.

Генрих VI на портрете XVI века.
Генрих VI на портрете XVI века.

В конечном счете Йорки пересилили благодаря еще одному важному событию, произошедшему в роковом 1453 году – началась маленькая гражданская война между большими семействами Перси и Невиллов.

Подробнее о ней предлагаю поговорить в следующей главе, а пока констатируем. Перси были на стороне правительства и Ланкастеров. Таким образом Невиллам не оставалось ничего иного, кроме как перейти на сторону Йорков, дав им заметное преимущество. Понятно же, что за этими семействами стояли целые аристократические партии.

Очень сильно партии Ланкастеров повредила защита герцога Сомерсета, с чьим именем связывались поражения во Франции. Настрой против него оказался так силен, что Королевский совет в начале декабря 1453 года арестовал Сомерсета, еще больше ослабив придворную партию.

И вот в феврале 1454 года наконец собирается парламент. Уже тот факт, что его заседания от имени короля открыл герцог Йорк говорило о многом. 27 марта это многое закономерно завершилось избранием Ричарда Йорка лордом-протектором королевства. То есть регентом. Кроме того, протектор получил и должность капитана Кале, отнятую у Сомерсета.

Понятно, что Йорк немедленно начал расставлять на должности своих людей, смещая сторонников Ланкастеров. В частности, обеспечивший ему перевес Ричард Невилл граф Солсбери стал лорд-канцлером.

К лету 1454 года партия Ланкастеров казалась разбитой. Ее вождь герцог Сомерсет сидел под арестом. Сторонники лишились выгодных постов. А королева Маргарита с сыном и овощеподобным мужем заперлась в замке Виндзор.

Но дело Ланкастеров еще не было проиграно. Многое, если не всё, зависело от здоровья короля. Молитвы о нем возносились всей партией Ланкастеров. И они помогли.

---------

Все публикации на тему Войн Роз в подборке:

Йорки против Ланкастеров | internetwar | Дзен