17 июля 1453 года состоялось последнее крупное сражение Столетней войны. Англичане и французы сошлись в бою за обладание Гиенью. Символично, что на исход боя оказало влияние оружие новой эпохи – артиллерия. Проследим за ходом событий, посмотрим, как это было.
Примечание. Здесь я не касаюсь вопроса о том, можно ли считать период 1337-1453 годов одной войной или серией войн.
Историки почти не располагают английскими источниками о сражении. Зато имеется много французских, на основе которых выстраиваются реконструкции. Я за основу беру реконструкцию Альфреда Бёрна, изложенную в его книге «Битва при Азенкуре».
В 1451 году французы практически вышвырнули англичан с континента. По крайней мере, на юго-западе они наконец овладели яблоком раздора – Гиенью и ее главным городом Бордо.
Однако уже в 1452 году англичане попытались повернуть ход событий вспять – они высадили армию во главе с Джоном Толботом и вернули себе Бордо.
Джон Толбот – один из известнейших полководцев Столетней войны. На континенте он воевал с 1420 года. И хотя Толбот выигрывал некоторые схватки, в целом война для Англии в этот период шла неудачно, утрачивалась одна провинция за другой.
Толбот дважды оказывался в плену. В последний раз он дал клятву не надевать больше доспехов. Поэтому в последнем сражении, как отмечают французские современники, он был без лат.
Ну, хорошо, англичане высадились в Бордо. Как отреагировал король Франции Карл VII? Как обычно, неспешно. Он принялся собирать армию и разрабатывать план наступления. Только весной 1453 года собранные войска двинулись в Гиень.
Неформальным лидером французской армии был Жан Бюро. Главный магистр артиллерии Франции. Какое-то время послужил под английскими знаменами, но в 1434 году перешел на сторону короля Карла VII.
Бюро смог реорганизовать артиллерию, сделав ее важнейшей ударной силой армии. Собственно, пушки Жана Бюро на завершающем этапе Столетней войны и сокрушили стены замков с английскими гарнизонами.
После первого занятия Бордо Жан Бюро был назначен бургомистром города. Поэтому вернуть город для него стало делом чести.
Итак, весной 1453 года французы начали вторжение с зачисткой гарнизонов противника. Толбот имел меньше сил, а потому выжидал в Бордо удобного момента для атаки одной из частей французской армии.
В июле французы подошли к городку Кастийон, что уже недалеко (в однодневном переходе) от Бордо. Прежде, чем приступить к осаде Жан Бюро в течение трех дней (13-16 июля) организовал укрепленный лагерь в 2 км от города.
Лагерь организован хитро. Это неправильный прямоугольник метров 200 на 700. Одна короткая сторона обращена к Кастийону. Ее малый фронт делает неудобной атаку с этой стороны – нельзя развернуть крупные силы.
Длинная сторона обращена к реке Дордонь, протекающей в 600 метрах. То есть атакующий должен разворачивать войска на узком пятачке между укреплением и рекой.
И вот тут важно вспомнить, кто был командующий французами. Магистр артиллерии Бюро! Он перенасытил вал своего укрепления артиллерией. По свидетельствам источников французы имели до 300 пушек.
Впрочем, что здесь называется пушками – вопрос. Возможно, собственно пушек было значительно меньше. Тем не менее разворачиваться для атаки противнику придется под артиллерийским огнем.
Два слова о соотношении сил. Как обычно, в средневековых источниках об этом либо ни слова, либо большая путаница. Альфред Бёрн считает, что у Толбота не могло быть больше 6 тысяч человек, а в сражении приняло участие еще меньше – около четырех.
Французы могли располагать 9 тысячами человек. Однако около тысячи их было выделено в качестве гарнизона монастыря Сен Лоран, еще около тысячи бретонцев располагались севернее лагеря, за речкой Лидуар.
Толбот решился атаковать. А может быть его вынудили выступить политические соображения – как же, противник безнаказанно возвращает себе Гиень. Утром 16 июля англичане выступили из Бордо. Шли они день. Затем последовал привал.
Приближаясь к Кастийону с запада, Толбот наткнулся на монастырь Сен Лоран. Ночью 17 июля на монастырь последовала внезапная атака. Она увенчалась полным успехом. Гарнизон был частично перебит, частично бежал в основной лагерь.
С высоты стен Кастийона было замечено некоторое движение в лагере. Оно принято за отступление французов. Толбот поспешил вперед, дабы не дать противнику уйти безнаказанным. По всей видимости, эта спешка привела к тому, что далеко не все его войска смогли подоспеть на поле боя.
Французы же и не думали отступать. Напротив, извещенные бежавшими из монастыря, они приготовились к обороне.
Как и ожидалось, Толбот смог провести атаку только с южной стороны укрепления. Уже при развертывании англичане подверглись артиллерийскому обстрелу. Дальше французские пушки грохотали не переставая. Они лупили буквально в лицо атакующим.
Тем не менее исход боя некоторое время колебался. Ограниченный фронт обороны не позволял французам использовать численное преимущество (если оно у них было). Перелом в сражении наступил, когда на поле подоспела тысяча бретонцев. Они ударили в увязший в штурме правый фланг англичан. Те не выдержали и побежали.
При отступлении погиб сам Джон Толбот. Ядро поразило его коня, а подбежавший солдат раскроил полководцу череп.
Остатки бежавших англичан укрылись в Кастийоне. Город сдался 19 июля. А через три месяца пал Бордо. Столетняя война завершилась.