Учебный год начался, когда Вы были в отпуске. Мы не обсуждали начало учебного года, и хотелось коснуться тенденции к укрупнению школ. Сейчас многие образовательные организации набирают сразу большое количество классов в одной параллели. В этом году этим гордится образовательный центр в поселке Придорожном Волжского района Самарской области. Там набрали сразу 31 первый класс, всего 930 первоклассников. В соцсетях уже шутят, что скоро для обозначения классов в школе не хватит букв русского алфавита и придётся кому-то учиться в первом «ы» и в первом «ё». И такая тенденция не нова: очень многие школы набирают более 10-ти первых классов. В этом году в Красноярском крае в школе №156 оказалось 18 первых классов. Год назад родители школьников писали Путину письмо, что учебное заведение рассчитано на 1280 человек, а там обучается 3200 детей. В Новосибирске в школе №215 набрали 15 первых классов, в Нижегородской школе - 16 первых классов, и т.д. Часто это несколько корпусов, но нередко это просто огромный корпус, как в недавно открывшейся в Воронеже мега-школе. Некоторые эксперты говорят, что это проблема планирования, когда приходится набирать в одну школу такое огромное количество детей. Но интересен еще аспект взаимодействия, социализации, обучения, когда с тобой рядом учатся 3000 других детей и параллельно 30 классов.
Сергей Михеев: Наверное, это потихоньку превращается в дурдом и для учеников, и для учителей. Такая тенденция, действительно, существует. Не могу сказать, что я в ней хорошо разбираюсь или понимаю, но подозреваю, что речь идет о деньгах. Все эти реформы чаще всего завязаны на одной простой вещи – деньги. То есть, что-то где-то как-то позволяет на чем-то экономить средства и решать чисто финансовые проблемы.
Огромное скопление большого количества детей в одном месте совершенно точно не прибавит ни качества обучения, ни качества воспитания (если оно где-то еще осталось), ни качества обслуживания в столовой и все остальное. Иногда это происходит по причине того, что просто не хватает школ, мест для школьников. Это вопрос бюджета: «Давайте вместо того, чтобы строить одну или две дополнительные школы, всех сгоним в одно место и скажем, что это передовой опыт». Я думаю, что все это упирается в вопрос финансирования. Качество образования в любом случае, скорее всего, здесь падает. Чем больше народу в одном месте, чем больше народу в классе, чем более физически скученной является эта ситуация, тем ниже будет качество образования. Это очевидно. И тем тяжелее будет психологическая ситуация: будет больше нагрузки на учителей, на инфраструктуру, на помещение и на самих детей. Потому что, когда дети оказываются в огромной толпе, этой толпой трудно управлять, а сами дети в ней или теряются, или одни начинают беситься, а другие, наоборот, забиваются в угол, потому что нет возможности оказать им достаточного внимания. Поэтому, на мой взгляд, любое гиперукрупнение сказывается отрицательно и на психике детей, и на качестве образования. А решаются, скорее всего, организационные или финансовые проблемы. Больше ничего.
Я ничего внятного из объяснений по этому поводу не слышал. В итоге получается тот же самый подход: «давайте денежные проблемы решать за счет людей». И это в то время, когда мы постоянно в свете всех нынешних политических событий рассуждаем о воспитании и образовании, говорим о том, что нам надо иметь собственные силы для решения большого количества очень важных проблем, говорим о качестве образования. На этом же фоне подобное мероприятие. Может быть я чего-то не понимаю, может быть специалисты мне возразят. Но есть совершенно простые вещи, о которых не поспоришь. Понятно, что можно что угодно вывернуть наизнанку и что угодно объяснить, но мне кажется, здесь речь идет именно об этом. Попытка изобразить передовой опыт на фоне того, что никаким передовым опытом не является, а является просто способом решения материальных проблем. Когда это началось в Москве, я слышал такие разговоры: «Так детям одного возраста будет легче, потому что не будет рядом с ними старшеклассников. Это положительный момент». А в чем здесь положительный момент? Мне кажется, он довольно спорный. Можно его и найти, а можно сказать, что, наоборот, маленькие школьники попадают в ситуацию, когда они не видят более старших поколений, и разрушается естественная ситуация. Можно поспорить, но я уверен, что в конечном итоге во главе и внутри всего лежит денежный расчет или нехватка школ и количества персонала. А нехватка количества школ и есть денежный расчет. Там, где их надо строить, надо тратить деньги. «Давайте всех загоним в одно помещение и скажем, что это супер-передовой опыт».
Наши слушатели подтверждают, что проблема такая есть. Пишут, что на переменах возникают «пробки» и не протиснуться.
Сергей Михеев: Если школа не рассчитана на такое количество детей, тут уже возникает вопрос закона, санитарных норм и всего остального. Простая вещь: почему ценится индивидуальное обучение? Потому что, чем меньше в классе учеников, тем качественнее преподаватель будет доносить и передавать свои знания ученикам, детям, студентам. Чем их больше, тем будет больше бардака, а значит - меньше внимания, тем тяжелее будет учиться. Здесь не надо ничего доказывать, писать никаких диссертаций. Все это понятно на жизненном опыте.