Прочтя весной 2022 года в «Солецкой газете» о лётчике Александре Суворове и жительнице деревни Любитово Александре Михайловой, спасшей его летом 1941 года, я очень заинтересовался этой историей.
Нашлась статья с заголовком «Бывает и герои плачут», опубликованная в 1960-х в одной из новгородских газет; в ней рассказывалось о приезде А.В.Суворова в Солецкий район и встрече со своими спасителями.
Но поиск документов долго ни к чему не приводил, что со временем удивляло меня всё больше. Конечно, были известны только фамилия, имя и отчество, без воинского звания, года рождения и даты ранения, но всё же было странно так долго ничего не найти!
А причиной было то, что и в статье 1967 года, и в новых воспоминаниях почему-то говорится, что он летал на истребителе. Причём в старой статье это рассказано с такими подробностями, что сперва не оставляет сомнений.
Наконец, случайно увидев сведения о сержанте Александре Васильевиче Суворове, стрелке-радисте бомбардировщика СБ 63-го авиационного полка, решил на всякий случай проверить, не воевал ли он в небе над Сольцами в июле 1941 года? Результат из журнала боевых действий полка оказался неожиданным:
«В период 20:00-24:00 16 июля 10 СБ с высоты 1200-700 м попарно бомбардировали скопление танков и мотопехоты противника в лесу западнее Сольцы и на дорогах Сольцы-Боровичи. Произведено 21 самолётовылетов, задача выполнена, бомбы сброшены на цели. В районе цели самолёты обстреляны сильным огнём зенитной артиллерии и зенитных пулемётов. В результате один экипаж не возвратился: лётчик сержант Моренов, летнаб старший лейтенант Бурлов, стрелок-радист Суворов – сбиты. По наблюдению экипажей, 2 человека спускались на парашютах в сторону своей территории. Второй самолёт подожжён. Лётчик сержант Андриевский, выключив моторы, скольжением потушил пожар, произвёл посадку на аэродром Старая Русса, экипаж невредим. Лётчик сержант Григорьев ранен в левую ногу. Остальные самолёты имеют пробоины. Израсходовано бомб: ФАБ-100 108 шт, ФАБ-50 22 шт, ЗАБ-50 16 шт.»
На полях дополнено: «Стрелок Суворов возвратился с территории, занятой противником, лётчик и штурман в плену».
После нашлось представление нашего героя к ордену Красного Знамени, и оказалось, что он отличился ещё в самом начале войны:
«С начала военных действий на фронте борьбы с немецким фашизмом, тов. Суворов работает стрелком-радистом 1-й эскадрильи 63-го СБП. Со своей работой справляется хорошо. Хорошо наблюдает за воздухом и отлично стреляет. При налёте в районе Якобштадт (ныне г. Екабпилс в Латвии – В.К.) самолёт, где был стрелком-радистом тов. Суворов, был атакован двумя самолётами типа Ме-110. В завязавшемся воздушном бою тов. Суворов сбил один истребитель, а второго отогнал своей меткой стрельбой. Самолёт, где летал тов. Суворов, возвратился на свой аэродром, имея 31 пробоину. Тов. Суворов в бою решителен, бесстрашен к врагам.»
Вылечившись от тяжёлых ранений, с 1942 года служил в 48-м гвардейском авиационном полку дальних разведчиков Главного Командования Красной Армии. К середине 1944 года был уже гвардии старшиной, начальником связи эскадрильи. Представление к Ордену Отечественной войны I степени, составленное в 1944 году, содержит описание его неудачного боевого вылета под Сольцами:
«Тов. Суворов в Отечественной войне участвует с первых её дней. Им произведено 46 боевых успешно выполненных самолёто-вылетов на бомбардировку войск и военных объектов противника. 9 успешно выполненных боевых вылетов произвёл на разведку в глубокий тыл противника на самолёте А-20-В. Общий боевой налёт 143 часа. На боевые задания идёт смело, в бою не знает страха. В одном из воздушных боёв сбил два истребителя противника Ме-109, за что награждён орденом «Красное Знамя». Связь самолёта с землёй держит отлично. Материальную часть рации эксплуатирует грамотно. Им подготовлено 56 воздушных стрелков-радистов к выполнению боевых заданий.
Тов. Суворов с июня 1942 года непосредственно ведёт организацию радиосвязи с оперативными аэродромами полка. Радиостанциями принято 700 боевых донесений, 2895 разведдонесений, 750 ведений о материальной части, принято 2600 самолётных радиограмм, около 4000 радиограмм, обеспечивающих боевую работу оперативных групп.
При выполнении боевых заданий осмотрителен, находчив и смел. При выполнении одного из боевых заданий экипаж самолёта был атакован 3-мя истребителями противника, самолёт был подожжён, т. Суворов выбросился на парашюте у линии фронта, на территории, занятой противником, вследствие чего получил тяжёлые ранения головы. Тов. Суворов перешёл линию фронта, доставив ценные сведения о противнике командованию наземных войск, чем помог разгадать планы противника, за что был премирован. По излечении, т. Суворов снова стал выполнять боевую работу.»
Из наградных листов и послужной карточки также можно составить краткую биографию героя. Родился он 15.6.1915 в Царицыне (Сталинграде), оттуда же 15.12.1937 был призван в армию. Закончил службу 15.9.1954 в звании младшего техника-лейтенанта. Родители, видимо, «подгадали» имя, чтобы сделать сына полным тёзкой известного полководца. Что ж, генералиссимусом он не стал, но боевой путь прошёл очень достойно!
Итак, теперь документально ясно кто он. Не истребитель, и даже не совсем лётчик! Остаётся один вопрос: почему назвался лётчиком-истребителем? Точно на него уже не ответить. Есть только догадка, основанная на приведённом выше расходе боеприпасов 63-го бомбардировочного авиационного полка 16 июля 1941 года. Упомянутые тут зажигательные бомбы намекают на то, что полк бомбил не только лес и дорогу, но и придорожные деревни. Конечно, большинство их жителей пряталось в стороне, в деревнях могли быть немцы, но сбитый экипаж вполне мог опасаться негативной реакции местного населения. Так что в этом случае назваться лётчиком-истребителем просто значило повысить свои шансы не попасть в плен. Даже много лет спустя, встречаясь с людьми, когда-то его спасшими, Суворов предпочёл не говорить, что на самом деле летал на бомбардировщике.