Найти тему

Минфин дал разъяснения, как применять повышающий коэффициент к норме амортизации для программ и баз данных из Реестра

Напомню, с 01.01.2023 г. налогоплательщикам предоставлено право (пп. 6 п. 2 ст. 259.3 НК РФ) применять повышающий коэффициент к норме амортизации, но не выше 3, в отношении нематериальных активов - исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, которые (в совокупности):

✔️включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

✔️срок полезного использования нематериального актива определен в общем порядке (исходя из срока действия исключительных прав, сроков, определяемых в соответствии с договорами и т.п.), а не самостоятельно налогоплательщиком.

🔷В письме от 20 июля 2023 г. № 03-03-06/1/67848 Минфин России дал разъяснения, как применять повышающий коэффициент при амортизации таких нематериальных активов.

Так, разъяснено, что:

1. Указанный специальный коэффициент к основной норме амортизации может применяться с 01.01.2023 только в тех отчетных (налоговых) периодах, в течение которых такие программы для ЭВМ и базы данных находятся в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

2. Применение коэффициента не зависит от даты ввода в эксплуатацию соответствующего нематериального актива.

3. Ну, и, само собой, решение о применении коэффициента, а также конкретный размер соответствующего специального коэффициента к основной норме амортизации должны быть отражены в учетной политике для целей налогообложения .

❓По условию 2 у меня сразу вопрос. Означает ли позиция Минфина России возможность применить повышающий коэффициент к тем нематериальным активам, которые были введены в эксплуатацию до 01.01.2023?

Если руководствоваться логикой Минфина, изложенной ранее, например, в письме от 11.02.2011 № 03-03-06/1/93, вроде как нельзя. Размер коэффициента должен быть установлен на дату ввода актива в эксплуатацию (ну, а применительно к нашему случаю, применяется только в периоде нахождения в реестре).

☝️НО.

В рассматриваемом письме от 20 июля 2023 г. Минфин также разъяснил, как применять повышающий коэффициент при амортизации основных средств, включенных в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 259. 3 НК РФ). Так, главное условие для применения повышающего коэффициента - включение в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции основного средства именно на дату ввода в эксплуатацию. Неважно, будет ли оно находиться в реестре в дальнейшем.

И применительно к радиоэлектронной продукции Минфин России выразил позицию, согласно которой применять повышающий коэффициент можно также для основных средств, включенных в Реестр российской радиоэлектроники и введенных в эксплуатацию до 01.01.2023, но не ранее чем с 01.01.2023 (естественно, применение повышающего коэффициента должно быть заложено в учетной политике).

🤔Я могу сделать вывод, что в настоящее время Минфин разрешает применять повышающий коэффициент к норме амортизации и по старым объектам - объектам, введенным в эксплуатацию до вступления в силу норм о праве применить повышающий коэффициент в том или ином случае. А раз так, то и для нематериальных активов это тоже применяется. Тем более, что фраза «применение коэффициента не зависит от даты ввода в эксплуатацию соответствующего объекта нематериального актива» говорит за эту позицию. Но почему тогда было это не указать прямо, как и в отношении радиоэлектронной продукции.

Может быть, у кого-то есть свое мнение на этот счет?

Для того, чтобы понимать налоговые последствия при совершении операций с объектами интеллектуальной собственности, важно понимать гражданско-правовую суть этих операций, нюансы правового регулирования самих объектов. Этим целям я посвящаю свой блог.

Приглашаю также в свой телеграм-канал:

t.me/beresneva_IP_law, посвященный объектам интеллектуальной собственности, который будет особенно полезен лицам, только начинающим познавать эту загадочную сферу.

©Береснева Н.В., 07.09.2023