Найти тему
Охотник за Мечтой

Психолог и философ ответили, какой должна быть идеальная школа

Оглавление
Вот такой видят футуристы школу мечты. Интересно, что мешает её построить?
Вот такой видят футуристы школу мечты. Интересно, что мешает её построить?

Давайте немного пофантазируем: мысленно перенесёмся на 100 лет назад в советскую школу и спросим её учеников, какой они видят школу 2023-го года. Как вы думаете, что бы они нафантазировали? И как считаете, будут ли они разочарованы, если узнают, что и в XXI веке дети продолжают сидеть за партами и что-то писать в тетрадках?

А какой будет школа в 2123 году? И будем ли мы разочарованы, если сумеем увидеть то, что нас ждёт?

То, что современная система образования находится в глубоком кризисе, застряв в поросших мхом представлениях об обучении, сомнений не вызывает. Но какой должна быть её идеальная альтернатива? Давайте спросим об этом не педагогов, а психологов и философов.

Идеальная школа с точки зрения психолога

Уверен, что хороший педагог - это хороший психолог. И как хороший психолог, он согласится, что проблема существующей системы образования не в том, что дети продолжают писать в тетрадках, а в том, что мы ЗАСТАВЛЯЕМ их это делать.

Не отдельные новшества нужно привносить в школу, а тотально её перестраивать, так как безнадёжно устарела сама идея, на которой стоит здание средней школы.

Для чего создавалась школа? Чтобы дать знания безграмотным крестьянам и сделать из них эффективных строителей коммунизма. Знания всегда подавались, как жёсткая НЕОБХОДИМОСТЬ, и никто не стремился сделать процесс обучения привлекательным для ученика. С самого начала игнорировалась психологическая основа обучения: естественное любопытство, как природный фундамент обучения.

Психолог скажет: мы все интуитивно стремимся к новым знаниям (хотя бы через Ютуб), потому что они - синоним новым впечатлениям, которые - источник приятных эмоций. Другими словами, знания нужны не для выживания, а для развлечения. От природы нам дано любопытство, и мы все, от мала до велика, стремимся его удовлетворять. Соответственно, грамотно построенный процесс образования - это то образование, которое ученик воспринимает, как развлечение. Оно даёт новые впечатления, эмоции и контрабандой протаскивает в его мозг полезные знания и навыки.

Впрочем, сказано ли сейчас что-то новое? Конечно, нет. Педагоги и сами прекрасно понимают, что систему образования нужно реформировать в указанном направлении. Только вот вопрос этот лежит уже в поле политики, которая остаётся недоступной ни для психологов, ни для педагогов.

Однако, у нас ещё не высказались философы по поводу сущности школы будущего. Давайте дадим им слово.

-2

Идеальная школа с точки зрения философа

Каждый читатель знает, чем отличается хороший учитель от плохого: плохой что-то бубнит себе под нос, а хороший общается с учениками. "Сократовский диалог" - чисто философский приём, который, как следует из его названия, возник ещё 2500 лет назад, до сих пор используется настоящими педагогами, потому что он - едва ли не единственный способ заставить ученика размышлять.

Практическая философия - это то, чем занимается каждый уважающий себя педагог.

Потому что каждый уважающий себя педагог понимает, что его задача - дать не столько знания, сколько навыки мышления. Научить не столько действиям по алгоритмам, сколько умению создавать алгоритмы. Побудить не столько к запоминанию формул, сколько к умению вывести формулу самостоятельно. Это и есть философия - искусство размышлять.

Если сравнить образование с деревом, то научные дисциплины станут его ветвями, а стволом - философия. Потому что только развитое мышление может дать питание любому научному поиску, дабы тот увенчался сладкими плодами открытий.

Если психолог скажет: "Верните детям то любопытство, что вы у них отобрали", то философ потребует: "Прежде запоминания и выполнения, дайте им мышление".

Я глубоко убеждён в том, что в России огромное число талантливейших учителей, которые знают и понимают, как именно нужно выстраивать грамотный образовательный процесс в соответствии с требованиями современного мира и последними достижениями в психологии и педагогики. Другое дело, что их инициатива бывает связана по рукам и ногам системой образования, созданной чиновниками и для чиновников. Выход один: не ждать у моря погоды, действовать самостоятельно, создавая частные образовательные проекты. Тем более, что таковые уже сейчас широко востребованы.

Статьи по теме

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК