Найти тему

История переливания крови в период Великой Отечественной войны

В середине 20 века переливание крови переживало бурный рост. Началась Вторая мировая война. На фронтах требовалось много донорской крови. Система здравоохранения страны оперативно перестроила работу и наладила непрерывные поставки донорской крови в армию. На тот момент служба была хорошо развита и включала 7 институтов, 170 станций и 1778 кабинетов переливания крови. 

Поначалу пришлось отказаться от централизованных поставок на фронт консервированной донорской крови. Поэтому имеющиеся станции переливания закрепили за конкретными армиями. Руководил процессом Главный хирург фронта. 

В ходе военных действий стационарные станции переливания в городах оказались в глубоком тылу. Доставлять кровь стало трудно, а порой невозможно. Поэтому на каждом фронте организовали передвижные станции с группами переливания крови в составе врача-гематолога и двух медсестер. Группы отвечали за организацию донорства, получение, хранение и рассылку крови на места.

-2

Каждая группа имела две санитарные машины и размещалась поблизости от места базирования фронтовой санитарной авиации. Кровь доставляли самолетами из Центрального института переливания крови в Москве и из его филиала в Ярославле. В нелетные дни кровь из столицы доставляли автомашинами и по железной дороге, а из Ярославля – обратными санлетучками и санпоездами. 

-3

В период Великой Отечественной войны службе крови приходилось решать множество проблем: как обеспечивать бесперебойную поставку крови раненым в непредсказуемых условиях военных действий, как поддерживать донорскую активность, качественно заготавливать и хранить полученную кровь.

В то время кровь заготавливали в четырехгранные стеклянные ампулы по 500 мл. Позже – в цилиндрические того же объема. Стеклянные ампулы хрупкие, часто разбивались, поэтому их не хватало. Иногда приходилось заготавливать кровь в любые бутылки из белого прозрачного стекла. Доноры часто сами приносили подходящую тару.

Перед заготовкой крови емкости тщательно мыли ершами вручную в тазах с мыльно-содовым раствором. А если не было мыла и соды – в щёлоке. Это раствор древесной золы. 

Нестандартные бутылки было трудно правильно укупорить, чтобы обеспечить герметичность. Резиновые пробки, которые обычно использовали для этих целей, приходилось подгонять под горлышки. Возникала опасность неполной герметизации. 

Помощь пришла от Ленинградского института переливания крови. Он и в условиях блокады продолжал работать и заготавливать кровь. Его сотрудники А.Н. Филатов и А.Д. Беляков придумали новый метод герметизации флаконов с кровью с помощью специальной мастики. На горлышко надевали бумажные конусы, загибали их и помещали в раствор мастики. Когда она застывала, то обеспечивала надежную герметизацию. Теперь кровь можно было безопасно укупоривать в любую тару.

-4

За первый год войны Центральный институт переливания крови направил в действующую армию 55 тонн крови. Донорами были в основном те, кто остался в тылу. Преимущественно женщины. В военное время донация составляла 500 грамм крови, тогда как максимальная «мирная» норма в то время была 400 грамм. Государство предоставляло донорам компенсацию и разовый пищевой талон. Но большинство, особенно те, у кого воевали близкие, от денег отказывались и сдавали кровь безвозмездно.