Цель плана
Не спешите зевать! Речь не о том, что надо высосать из пальца какую-то нереальную цель и нагородить цепочку непонятных слов. Нужно лишь ответить на несколько простых вопросов, которые и определят оптимальный вид вашего плана.
Для кого я пишу этот план?
Для себя, для других преподавателей, для начинающего преподавателя, для co-teacher, для коллеги на замену, для руководителя, для галочки и т.д.
От этого зависит, насколько ваш план будет красиво оформлен, написан ли он полными предложениями и словами или это набор только вам понятных сокращений и обозначений.
В обоих случаях лучше выработать какие-то стандартные обозначения, но если вы пишете план для кого-то, то это почти обязательное условие, иначе читатель будет дезориентирован. Вам все время придется думать, понятно ли то, что вы хотите сказать или нет.
Зачем я пишу этот план?
Чтобы на уроке чувствовать себя более уверенно, чтобы ничего не забыть, чтобы на уроке не думать о планировании, чтобы урок прошел без пауз, чтобы правильно распределить время и т.д.
Ответ на этот вопрос определяет и количество граф в вашей табличке (если вы пишете план в таком формате) и манеру подачи.
Первый обязательный пункт — что вы собираетесь делать. Сюда можно записать номер задания, наименование активности, накидать вопросы к дискуссии, какие-то нюансы по выполнению заданий.
Очень важна форма выполнения задания: в парах, индивидуально или группой — это всегда лучше продумать заранее, иногда стоит и записать. Иногда возможно несколько вариантов в зависимости от размеров группы и ее подхода к обучению. Некоторые предпочитают выделять для этой цели отдельную графу, но смотрите сами, насколько вам это удобно с точки зрения организации таблицы или другой формы записи.
Периодически вам, вероятнее всего, потребуются какие-то материалы. Желательно вписать их таким образом, чтобы вам было понятно, о чем идет речь. Например, если вы используете на уроке разные учебники, то обязательно укажите название. Если это видеоматериалы, то подумайте, как и где (на чем) вы будете их запускать. В зависимости от этого подойдет либо название ролика, либо ссылка.
Если это дополнительные материалы, сделанные вами, то их можно включить либо в сам план, добавить ниже или отдельным документом. Мы обычно помещаем информацию о материалах в отдельную графу, чтобы можно было легко их найти.
Нужно ли указывать время?
Тут мы вновь возвращаемся к нашему вопросу «Зачем?». Если у вас жесткая программа и вам надо пройти определенный материал, то графа со временем обязательна. Если ваша задача — поговорить на определенные темы, а вы художник-импровизатор, который в лучших традициях ультракоммуникативного подхода будет ситуативно вводить новую информацию в зависимости от того, куда приведет вас дискуссия и текущая ситуация, то во временных рамках нет необходимости.
На наш взгляд, распределение по времени является неплохим ориентиром при составлении самого плана. Если вы об этом думаете во время написания плана, то вам легче набрать необходимое и достаточное количество заданий.
Бонус
И в конце один небольшой лайфхак, особенно для людей с внутренней тревожностью.
Пишите 1-2 задания про запас. Даже если вы их не используете, это придаст уверенности в себе во время проведения занятий и застрахует вас от ситуации, если что-то пошло не так, все в группе не успели выпить кофе или просто устали после работы и вместо активного обсуждения односложно отвечают на вопросы. Если то задание, которое вы готовили вчера полвечера вдруг совсем не пошло, не было понято и вызывает только скуку и недоумение, то активности про запас будут для вас хорошим подспорьем