Найти тему
В лабиринтах разума

Четыре цвета свободы: ограничения в жизни детей

Оглавление

Как объяснить маленькому человеку, что хорошо, а что плохо? Как нужно вести себя и чего не следует делать? Крайне важно в процессе воспитания не лишить малыша инициативы, превратив в забитое существо, послушно выполняющее команды взрослых. Педагог и психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер предложила оригинальный наглядный подход с использованием цветовых обозначений, который поможет ребенку усвоить, что нельзя, а что можно. С помощью такого ясного и простого способа взрослым и детям будет легче находить общий язык и договариваться друг с другом. Поведение ребенка и все требования к нему делят на четыре зоны:

  • Зеленую (все можно);
  • Желтую (можно с ограничениями);
  • Оранжевую (можно иногда);
  • Красную (категорически нельзя).

Зеленая

Этим цветом обозначается то, что ребенок может делать по своему усмотрению, не согласовывая с родителями. Например, он самостоятельно будет определять выбор книг, игр, друзей, увлечений, спортивных секций. Для формирования личности подрастающего человека все действия, лежащие в этой области личной свободы, имеют огромное значение.

Желтая

Этим цветом обозначаются поступки, в которых ребенку обеспечивается относительная независимость. Например, он может сам решать, когда приступать к выполнению домашнего задания, но при этом оно должно быть завершено к конкретному времени. Ему можно играть в компьютерные игры, но лишь на протяжении часа в течение дня, или смотреть телевизор, но не позже девяти вечера. Гулять на улице можно, но при этом ребенок четко понимает, что уходить за пределы двора он не должен. Младший член семьи принимает собственные решения, но действует в обозначенных границах.

Следует не просто оговорить ограничения, но и доходчиво объяснить, чем вызвано каждое из них. Одни лишь запреты будут абсолютно неэффективны. Важно, чтобы родители доносили информацию бесконфликтным и спокойным образом. Объясняя правила, взрослые должны подчеркнуть, что у ребенка есть определенная свобода выбора. Понимая, что взрослые относятся с уважением к их личности и праву на самостоятельность, дети легче будут принимать неизбежные ограничения и вырабатывать в себе самодисциплину. Благодаря установленным в семье правилам они учатся сдерживать непосредственные импульсы, контролировать себя и становиться осмотрительнее.

Оранжевая

Действия, которые не приветствуются, но могут иногда допускаться ввиду особых обстоятельств. Сюда можно отнести, скажем, пропуск занятий в школе, оправданный семейными и бытовыми причинами, или нарушение обычного распорядка дня, вызванное ими же. Однако это не может стать системой. В обычных условиях отсутствие в детском саду или в школе не допускается. Важно, чтобы дети осознавали это. Не стоит бояться подобных исключений, если они редки и оправданы. Замечено, что в таких случаях дети с большей готовностью следуют правилам в повседневных ситуациях.

Красная

Последняя зона включает в себя неприемлемые действия вне зависимости от обстоятельств, абсолютные табу. Из этого правила не существует никаких исключений. Например, категорически запрещается выбегать на дорогу, играть с огнем, совать пальцы в розетку, уходить с незнакомыми людьми. Но соблюдения одних только правил безопасности недостаточно. Нельзя портить вещи, недопустимо плеваться, кусаться и щипаться... К запретной области относятся и общепринятые нравственные принципы, и требования жизни в социуме. Так, нельзя обижать слабых и маленьких, мучить животных, смеяться над больными и инвалидами... Список запретов расширяется по мере взросления и подводит к моральным нормам.

Такой метод позволяет найти золотую середину между излишней строгостью и попустительством, гибкостью и непреклонностью в деле воспитания дисциплины. Кроме того, он защитит подрастающее поколение от гиперопеки, которой зачастую грешат взрослые. Так что все зоны, вместе взятые, нужны не только детям, но и взрослым.