Найти тему
Историческое оружиеведение

Как учили определять расстояние и целиться в 1825 году

Оглавление

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл статей о том, как учили солдат в 19 веке применять огнестрельное и холодное оружие на поле боя. И сегодня поговорим о том, как учили их определять расстояние до цели в отсутствие дальномеров, и куда рекомендовали целиться при стрельбе на ту или иную дистанцию (ссылка на другие статьи цикла будет в конце).

Основным источником для этой статьи стал труд генерал-лейтенанта артиллерии и бывшего инспектора Сестрорецкого оружейного завода Ивана Григорьевича Гогеля (1770 или 1773 - 1834) "Подробное наставление о изготовлении, употреблении и сбережении огнестрельного и белого солдатского оружия", изданный в 1825 году.

Иван Григорьевич Гогель известен не только этим трудом: он был директором Военно-ученого комитета, который занимался изучением и усовершенствованием военного искусства и распространением военно-научных знаний в войсках, а в 1830-м году предложил ударный замок собственной конструкции.

Иван Григорьевич Гогель (1826).
Иван Григорьевич Гогель (1826).

"Не всегда должно целить в пояс"

Именно так начинает свои рассуждения о том, как учить солдат точной стрельбе Иван Григорьевич:

"Всем известно, что из множества миллионов выпущенных пуль весьма лишь малая часть надлежащее действие свое производит. Сие, кроме моральных причин, главнейше происходит от того, что вообще солдаты думают, что следует целить только в пояс неприятелю, чтобы попасть в него, на каком бы расстоянии он не находился".

Дополнительный фактор, негативно влиявший на точность стрельбы, вносил примкнутый штык, точнее, трубка:

"ибо при ружье со штыком, ежели верхняя поверхность трубки его выше поверхности казны ствола, по коей ружье прицеливают, черта прицеливания идет выше, чем бы следовало, ежели прицеливаемо было по стволу без штыка".

Из всего этого Гогель делал простой вывод: обучающий должен сначала убедить солдата,

"что не всегда должно целить в пояс".

"Определять глазомером расстояние до предмета прицеливания"

Для определения расстояния до цели на глаз Гогель предлагал запомнить несколько правил:

"По опытам замечено, что на расстоянии 2.000 шагов (1 шаг = около 0,74 м - ИО) можно у пехоты видеть только блеск оружия, а у конницы можно различать ее разделения; однако распознать еще нельзя, что то люди на лошадях.
За 1.500 шагов можно у пехоты видеть разделения ее, а у конницы видно, что то люди на конях.
За 1.000 шагов можно уже иногда отличать голову от туловища, но совершенно ясно всего человека можно видеть не далее как за 600 шагов.
За 300 и до 400 шагов можно различить лицо, воротники мундиров и галун.
За 70 и 100 шагов можно уже видеть глаза, представляющиеся еще только точками".
Изготовка к стрельбе из Воинском уставе о пехотной службе (СПб., 1811).
Изготовка к стрельбе из Воинском уставе о пехотной службе (СПб., 1811).

"Ружейного огня открывать не должно"

Далее Гогель дает рекомендации по прицеливанию в зависимости от расстояния:

"Применяясь в прицеливании к сим по опыту замеченным глазомерным расстояниям, оказывается, что когда у наступающей неприятельской пехоты можно различать лицо, воротник и галун на мундирах, тогда можно открывать по ней ружейный огонь, прицеливая в головы, дабы попасть в грудь, и по мере как она будет приближаться, должно понижать прицеливание так, что когда будут видны глаза, целить уже в пояс; а по ногам ниже колен никогда целить не должно, ибо тогда пули падают на землю не долетев до неприятеля;
Если же востребуется стрелять по неприятелю, стоящему на таком расстоянии, что можно видеть еще только голову и отличить ее от туловища, тогда, чтобы попасть в грудь, должно целить от 2 до 3 фут выше голов, например, по штандартам, знаменам или штыкам.
А пока у пехоты еще не можно различать голову от туловища, или у конницы ясно видеть, что то люди на конях, ружейного огня открывать не должно".

Выстрелы уже не надежны"

Дистанцию прицельного выстрела Гогель определял не далее 120 сажен (1 сажень = 2,13 м - ИО):

"Обыкновенный горизонтальный прицельный выстрел пехотного ружья от обыкновенного заряда простирается на 100 и до 120 сажен; а под углом возвышения около 45 градусов (под коим происходят самые дальние выстрелы) летит пуля и до 500 сажен.
Однако далее 120 сажен выстрелы уже не надежны; а самые верные можно принимать не далее как сажен на 70".
Ружье кремневое пехотное образца 1808 года (Тульский оружейный завод, 1812). Длина общая: 153 см; длина ствола: 113,8 см; калибр: 17,5 мм. ГИМ.
Ружье кремневое пехотное образца 1808 года (Тульский оружейный завод, 1812). Длина общая: 153 см; длина ствола: 113,8 см; калибр: 17,5 мм. ГИМ.

"Надлежит наперед познакомить его"

Перед тем, как переходить собственно к обучению точной стрельбе, солдат должен был освоить довольно большой объем знаний: знать название всех частей ружья и их назначение, уметь разбирать и собирать его; уметь лить пули и знать, что от их веса и формы зависит дальность и правильность ее полета, разбираться в составе пороха и определять его качество (зерна должны быть ровными, сине-сизоватого цвета и с трудом разминаться пальцами), уметь выбирать кремень и правильно ставить его в курок.

"и что обыкновенным зарядом хорошего пороха выстрелянная пуля должна пробивать дюймовую сосновую доску (ок. 2,54 см - ИО) на расстоянии 100 сажен".

Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"

Надо сказать, что генерал-лейтенант Гогель мыслил весьма прогрессивно в плане обучения точной стрельбе: в его времена солдат этому обучали очень мало и довольно примитивно.

Так, в Воинском уставе о пехотной службе, изданном в 1811 году, никаких команд, которые должны были подаваться солдату для правильного прицеливания, не было. И все, что должен был сделать он после команды "Прикладывайся" ("Кладсь") это

"правою рукою приподнять приклад и приложить в сгиб правого плеча; дуло живо опустить в левую руку, которою, встретив ружье, охватить у первой скобки от замка четырьмя пальцами чрез ремень, а большой палец иметь по ложе, локоть, согнув, опустить вниз; правой руки указательным пальцем держать за спуск, а прочими охватить изложину, локоть не очень отделять от тела; носки немного повернуть вправо, имея каблуки вместе и прицелясь смотреть по дулу, зажмурив левый глаз".

Некоторые другие статьи цикла

Как определяли расстояние в 1866 г., можно прочитать здесь.

Как учили солдат плавать в 1830-е годы, можно прочитать здесь.

Как учили рубить шашкой, можно прочитать здесь.

#историческое оружиеведение #целевая стрельба #история оружия #история русской армии

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!

Хобби
3,2 млн интересуются