Что такое штампованное развитие? Давайте рассмотрим, как развивается здоровый ребенок. Обычно родители не замечают данный процесс, и малыш словно растет сам. Сам встал, сам пошел, сам заговорил. И вот в три года перед нами уже формирующаяся личность. У ребенка с особенностями развития данный курс идет совершенно не по плану.
Сбои бывают разные. Если охарактеризовать их грубо на две большие группы, то стоит выделить двигательные и умственные нарушения. Начнем с двигательных, стоит сказать, что их великое множество от параличей с повышенным или пониженным тонусом, до нарушения координации движений, при которых ребенок не умеет пользоваться своим телом.
Если мы обратимся к логопедии, то поймем, что именно эта область формирует основное представление о данной отрасли. Так уж повелось, что логопедами долгое время считали специалистов по исправлению произносительной стороны речи. Что же они делали? Исправляли положение мышцы, при помощи массажа формируя правильный тонус. Мозг фиксировал данный успех, но не надолго, тонус снова начинал уходить, поэтому массаж объясняющий мозгу данное положение вещей нужно было делать регулярно. Особенно в случаях тяжелого заболевания, такого как ДЦП. У детей с заболеванием попроще выраженных параличей не было, но их постигла другая беда. Если мышцы оказались в норме, то правильное положение зафиксировать было очень не просто, принцип постановки звуков был тем же: руки специалиста и логопедические зонды, а так же, оттачивание произношения с опорой на слух и зрение. Вот они первые двигательные шаблоны, объясняющие мозгу природу вещей ощущения, мышечные и артикуляционные.
Научившись справляться с двигательными патологиями, преодолев мычание и смазанность в речи наука столкнулась с еще более грубой формой данного заболевания- умственные нарушения. В данной сфере выделяют две большие группы в зависимости от области поражения. Нарушения, связанные с центром Брока и Вернике. В первом случае ребенок не знает, как сказать предложение или фразу, чисто физически. Мы обучили мозг произносить звуки и их сочетание, теперь должны дать характеристику фраза-значение. Вы заметили, что дети с аутизмом и иными нарушениями данного типа мышления часто используют фразы из мультиков. Почему именно телевизор становится источником подобного типа информации, а жизненные ситуации скудно пополняют словарь? Обратимся к поведению данного малыша. Так уж повелось, что ребенок с аутизмом привязан к одним и тем же мультфильмам и смотрит каждый мультик множество раз, этого хватает чтобы разделить его на фразы-штампы и начать использовать их. В жизни все куда сложнее, штампы более короткие, а поддержка контекста смазана. Ведь здесь ребенок не только наблюдатель, но и участник процесса. В жизни мама не будет сто раз талдычить и разжёвывать тот или иной контекст, а значит фраза, необходимая для свободной речи в нее не войдет. Как правило помимо поражения области Брока такие дети имеют и патологию другой важной области-Вернике. Данная часть отвечает за понимание речи, как самих слов, так и контекста, усугубляя первый недуг. В данном случае специалисту предстоит искусственно наполнить словарь и первым шаблоном станет слово с его сенсорными характеристиками, словосочетание с утаенным в нем смыслом, предложения, связанные между собой. При тяжелой патологии появляется неосознанная эхолалия, когда ребенок использует поток услышанных слов и выражений без понимания сказанного, воспроизводя лишь его фонетическую часть. Это нарушение сильно отличается от эхолалии более поздней уже наполненной речевыми штампами-фразами из мультфильма, используемыми по назначению.
А теперь давайте рассмотрим процесс формирования самих штампов. Почему у здоровых детей он происходит свободно и самостоятельно, а у больных вызывает столько проблем и нарушений. Обратимся к азам- восприятию. За наполнение мысленной системы отвечают чувства: зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение себя в пространстве. Если один из источников данного восприятия поврежден, то мозг с трудом обрабатывает информацию и перестает самостоятельно формировать мыслительные шаблоны.
Приведу простой пример. Есть у меня знакомый страдающий дальтонизмом. Как-то мы разговорились с ним о том, как же он воспринимает действительность. "Достаточно странно. Впервые я вижу предметы зелеными, но, если я имею представление о данном предмете, к примеру точно знаю, что светофор красный, то именно светофор я увижу красным". О том же явлении говорят ученые, работающие с графическими иллюзиями, при обработке информации мозг старается опираться на известный ему опыт и представление о данном предмете искажая видимое восприятие в соответствие с его предпочтениями. Иными словами, он дополняет нарушенный шаблон путем обработки имеющихся о предмете данных и восстанавливает его.
Примерно то же происходит и у детей с поражением мозга. Наполняя пораженный шаблон информацией, мы корректируем и исправляем его, позволяя использовать и практиковать. Происходит кропотливая и ежедневная работа по восстановлению речевой функции. Мозг - целостная, взаимосвязанная система способная к само регулировке и именно на этом аспекте и строится коррекционное взаимодействие.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.