В России продолжается реализация грандиозного по своим масштабам и значимости проекта, направленного на расширение сети железных дорог Забайкалья и Дальнего Востока. С января по сентябрь 2023-го в рамках второго этапа развития Восточного полигона уже построено столько, сколько за весь прошлый год, о чем заявил замглавы РЖД Андрей Макаров.
В денежном выражении объем работ за последние восемь месяцев составил 138 млрд руб. А по итогам всего года затраты превысят 250 млрд руб. В общей сложности в эксплуатацию введут 80 линейных объектов. Одним из крупнейших проектов второго этапа является строительство Керакского тоннеля (см. на карте) — самого протяженного (926 м) на Забайкальской железной дороге.
Последним новым участком, где было запущено движение поездов, стал перегон Февральск – Звонкое. Его открыли 11 сентября. Здесь специалисты «Бамстроймеханизации» (входит в ГК 1520) построили и цифровизировали двухпутную вставку длиной 7,5 км. В ходе кампании было переработано 130 тыс. куб. м грунта; возведено три мостовых перехода, три водопропускные трубы, уложено 180 км кабелей СЦБ и связи, смонтировано 12 стрелочных переводов.
Движением поездов на перегоне будет управлять микропроцессорная централизация стрелок и светофоров МПЦ-ЭЛ на базе универсальной технологической «Платформы» 2.0 — разработка ГК 1520. Это первое подобное цифровое решение, выполненное полностью на отечественных компонентах и программном обеспечении.
Как отметил в ходе выступления на ВЭФ-2023 Андрей Макаров, расширение Восточного полигона позволило уже сегодня почти в два раза увеличить перевозки в направлении китайской границы, а вывоз контейнеров с Дальнего Востока вырос на 20%. В целом, с 2013-го объем железнодорожных перевозок в направлении тихоокеанских портов увеличился вдвое и достиг 81 млн тонн.
Замглавы РЖД также подчеркнул, что, помимо строительства основных объектов, было восстановлено порядка 700 км автодублера БАМа. Это позволило не только решить логистические задачи, но и существенно улучшить транспортное сообщение между населенными пунктами.
- Общий объем земляных работ в рамках второго этапа по итогам 2023-го составит 20 млн куб. м (в прошлом году — 10 млн тонн).
Завершение очередного этапа модернизации Восточного полигона в полной мере ожидается в 2025 году. Общий объем инвестиций превысит 1 трлн руб. (первый этап расширения Восточного полигона, реализованный в 2013-2018 гг. обошелся в два раза дешевле). Благодаря проделанной работе, провозная способность магистралей с нынешних 144 млн тонн увеличится до 180 млн тонн в год.
На подходе третий этап, в рамках которого планируется построить около 200 объектов (свыше 2 тыс. км вторых путей, 1,5 тыс. различных искусственных сооружений). В данный момент на стадии проектирования находится 85 объектов. Получить необходимые разрешения и приступить к строительству некоторых из них монополия рассчитывает уже в 2024 году. Ожидается, что в начале следующего десятилетия провозная способность на Восточном полигоне увеличится до 255 млн тонн в год.
В статье использованы изображения ГК 1520 / 1520.ru