Найти тему
Строительный мир

В 2023 г. движение откроют на 80 объектах БАМа. На очереди третий этап

В России продолжается реализация грандиозного по своим масштабам и значимости проекта, направленного на расширение сети железных дорог Забайкалья и Дальнего Востока. С января по сентябрь 2023-го в рамках второго этапа развития Восточного полигона уже построено столько, сколько за весь прошлый год, о чем заявил замглавы РЖД Андрей Макаров.

© ГК 1520 / 1520.ru (Работы на самом протяженном (28,2 км) двухпутном перегоне на восточном участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Болен – Мони)
© ГК 1520 / 1520.ru (Работы на самом протяженном (28,2 км) двухпутном перегоне на восточном участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Болен – Мони)

В денежном выражении объем работ за последние восемь месяцев составил 138 млрд руб. А по итогам всего года затраты превысят 250 млрд руб. В общей сложности в эксплуатацию введут 80 линейных объектов. Одним из крупнейших проектов второго этапа является строительство Керакского тоннеля (см. на карте) — самого протяженного (926 м) на Забайкальской железной дороге.

© ГК 1520 / 1520.ru (Строительство двухпутного Керакского тоннеля. Старый одноименный объект будет реконструирован. Его предполагается использовать в качестве альтернативного маршрута)
© ГК 1520 / 1520.ru (Строительство двухпутного Керакского тоннеля. Старый одноименный объект будет реконструирован. Его предполагается использовать в качестве альтернативного маршрута)

Последним новым участком, где было запущено движение поездов, стал перегон Февральск – Звонкое. Его открыли 11 сентября. Здесь специалисты «Бамстроймеханизации» (входит в ГК 1520) построили и цифровизировали двухпутную вставку длиной 7,5 км. В ходе кампании было переработано 130 тыс. куб. м грунта; возведено три мостовых перехода, три водопропускные трубы, уложено 180 км кабелей СЦБ и связи, смонтировано 12 стрелочных переводов.

© ГК 1520 / 1520.ru (Перегон Февральск – Звонкое)
© ГК 1520 / 1520.ru (Перегон Февральск – Звонкое)

Движением поездов на перегоне будет управлять микропроцессорная централизация стрелок и светофоров МПЦ-ЭЛ на базе универсальной технологической «Платформы» 2.0 — разработка ГК 1520. Это первое подобное цифровое решение, выполненное полностью на отечественных компонентах и программном обеспечении.

Как отметил в ходе выступления на ВЭФ-2023 Андрей Макаров, расширение Восточного полигона позволило уже сегодня почти в два раза увеличить перевозки в направлении китайской границы, а вывоз контейнеров с Дальнего Востока вырос на 20%. В целом, с 2013-го объем железнодорожных перевозок в направлении тихоокеанских портов увеличился вдвое и достиг 81 млн тонн.

© ГК 1520 / 1520.ru (Перегон Звонкое – Демченко, Амурская обл. В августе 2023 г. здесь открылось двухпутное движение поездов)
© ГК 1520 / 1520.ru (Перегон Звонкое – Демченко, Амурская обл. В августе 2023 г. здесь открылось двухпутное движение поездов)

Замглавы РЖД также подчеркнул, что, помимо строительства основных объектов, было восстановлено порядка 700 км автодублера БАМа. Это позволило не только решить логистические задачи, но и существенно улучшить транспортное сообщение между населенными пунктами.

  • Общий объем земляных работ в рамках второго этапа по итогам 2023-го составит 20 млн куб. м (в прошлом году — 10 млн тонн).

Завершение очередного этапа модернизации Восточного полигона в полной мере ожидается в 2025 году. Общий объем инвестиций превысит 1 трлн руб. (первый этап расширения Восточного полигона, реализованный в 2013-2018 гг. обошелся в два раза дешевле). Благодаря проделанной работе, провозная способность магистралей с нынешних 144 млн тонн увеличится до 180 млн тонн в год.

© ГК 1520 / 1520.ru (Перегон Дюгабуль – Ункур, Амурская обл. В августе 2023 г. здесь открылось двухпутное движение поездов)
© ГК 1520 / 1520.ru (Перегон Дюгабуль – Ункур, Амурская обл. В августе 2023 г. здесь открылось двухпутное движение поездов)

На подходе третий этап, в рамках которого планируется построить около 200 объектов (свыше 2 тыс. км вторых путей, 1,5 тыс. различных искусственных сооружений). В данный момент на стадии проектирования находится 85 объектов. Получить необходимые разрешения и приступить к строительству некоторых из них монополия рассчитывает уже в 2024 году. Ожидается, что в начале следующего десятилетия провозная способность на Восточном полигоне увеличится до 255 млн тонн в год.

От Транссиба до Китая: в России рассматривают новый масштабный проект транспортного коридора через Монголию
Строительный мир6 сентября 2023

В статье использованы изображения ГК 1520 / 1520.ru