С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения закона о рекламе, касающиеся правил рекламы в интернете.
Суть этих изменений - обеспечить прослеживаемость рекламы в интернете. Делается это для повышения контроля за интернет-рекламой и обеспечения её прозрачности.
С одной стороны, наведение порядка можно только приветствовать: любую рекламу в сети теперь возможно отследить, а нарушителей легко выявить и привлечь к ответственности.
С другой стороны, пока механизмы маркировки непонятны большинству рекламодателей, а существенные штрафы за нарушение этих требований создают волну напряжения и недовольства.
В этой статье пройдемся по основам маркировки интернет-рекламы.
Зачем это всё?
В последнее время государство борется всеми доступными способами с нелегальной продукцией. Введена обязательная маркировка молочных продуктов, питьевой воды, планируется или тестируется маркировка отдельных видов алкоголя.
Есть также система прослеживаемости импортных товаров (там максимально странный перечень, состоящий из холодильников, бульдозеров, стиральных машин, мониторов, детских колясок и кресел).
Во всех этих случаях с маркировкой и прослеживаемостью заявленные цели понятны: борьба с серым импортом, повышение качества и безопасности продукции, упрощение государственного контроля.
Поскольку реклама в интернете буквально везде и чего там только нет, повод навести порядок в этих ваших Авгиевых конюшнях очевиден.
По факту на Руси будет создана единая база интернет-рекламы. Это облегчит контроль за рекламой, в том числе при рассмотрении жалоб граждан на недобросовестную и недостоверную рекламу.
Маркировка интернет-рекламы позволит контролировать её содержание , исключить рекламу незаконной деятельности (всё что связано с экстремизмом, наркотиками, азартными играми и т.п.), бороться с мошенниками, а также привлекать к ответственности нарушителей.
Кроме того, к базе интернет-рекламы будет доступ у налоговых органов, что означает определённые риски для тех, кто использует мутные схемы.
Вывод: маркировка интернет-рекламы введена для передела рекламного рынка наведения порядка на рекламном рынке.
База.
Прежде чем приступить непосредственно к маркировке интернет-рекламы, нужно пару слов сказать о том как в целом всё это работает и регламентируется в нашем законодательстве.
Основным законом в рассматриваемой сфере является (не поверите) Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (для друзей и близких, а также далее по тексту просто - Закон "О рекламе").
Этот закон под рекламой признаёт информацию, которая:
- распространена любым способом, в любой форме и с использованием любых средств,
- адресована неопределенному кругу лиц,
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Это основные критерии, без которых распространяемая информация не будет считаться рекламой. Но как всегда есть нюансы, произрастающие из многолетней противоречивой практики рассмотрения ФАС дел о нарушении законодательства о рекламе.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной, соответственно, недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Также закон содержит:
- особенности отдельных видов рекламы (на ТВ, радио, в кино и т.п.);
- особенности рекламы отдельных видов товаров (алкоголь, лекарства, финансовые услуги и т.п.);
Непосредственно рассматриваемому нами вопросу о маркировке рекламы отводится всего лишь одна статья, регламентирующая требования к интернет-рекламе.
Помимо этого требования к рекламе содержатся в иных нормативных актах, например в Законе "О защите конкуренции". Именно данный закон, например, запрещает использовать в рекламе такие слова, как "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный" и т.п. некорректные сравнения, которые могут ввести людей в заблуждение.
Напоследок определимся с основными участниками рынка интернет-рекламы:
- Рекламодатели — изготовители или продавцы товаров, исполнители услуг, подрядчики и другие лица, в том числе рекламные агентства (в общем те, кто дают рекламу).
- Рекламораспространители — лица, которые размещают рекламу на своих ресурсах (на сайте или в блоге), т.е. осуществляют распространение рекламы в интернете.
- Операторы рекламных систем — те, кто осуществляет деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы.
- Операторы рекламных данных — компании, которые обрабатывают сведения о рекламных объявлениях и передают их в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Что случилось?
Изменения в Закон "О рекламе", касающиеся маркировки интернет-рекламы, введены в июле 2021 года, вступили в силу 1 сентября 2022 года.
Ажиотаж вокруг этой темы в последнее время вызван тем, что с 1 сентября 2023 года вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях и введена ответственность за нарушение требований по маркировке рекламы.
То есть ровно год какая-либо ответственность за нарушение требований к маркировке интернет-рекламы в законодательстве отсутствовала. Обусловлено это необходимостью подготовить техническую базу и игроков рынка под исполнение новых предписаний закона.
У нас же как, нет ответственности - можно не соблюдать, появились штрафы - придётся исполнять!
На самом деле вопрос маркировки достаточно понятен, если приложить немного усилий, вопрос самостоятельно можно изучить за пару часов.
Маркировка интернет рекламы.
Определившись с основными категориями переходим, наконец, к самому описанию процесса маркировки интернет-рекламы.
Что такое маркировка интернет-рекламы?
Суть вышеописанных изменений в Закон "О рекламе" в двух словах заключается в том, что любая реклама в интернете должна:
- иметь уникальный идентификатор,
- пометку "реклама",
- указание на рекламодателя.
Идентификатор рекламы (он же токен), представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости интернет-рекламы и учёта такой рекламы.
Для этих целей создан Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), который ведёт Роскомнадзор. В реестре размещается информация обо всей интернет-рекламе. Кроме того, с помощью реестра предоставляется доступ к имеющейся информации о распространенной в интернете рекламе.
Доступ к ЕРИР осуществляется через профиль на Госуслугах. Можно проверить идентификатор, получить всю информацию о рекламе.
Таким образом, маркировка рекламы представляет собой присвоение любой интернет-рекламе идентификатора, размещение в её описании определённой информации, размещение этой информации в ЕРИР.
Как получить идентификатор для интернет-рекламы?
Идентификатор рекламе присваивает Оператор рекламных данных (ОРД).
На сайте Роскомнадзора есть отдельная вкладка "Учёт рекламы", а также Реестр операторов рекламных данных (Реестр ОРД), в который внесены основные игроки интернет-рекламы (ВК, Озон, Яндекс и др.).
ОРД — это компания, которая собирает информацию о рекламе и передаёт её в ЕРИР.
Самостоятельно в ЕРИР данные об интернет-рекламе направить нельзя, вся информация в ЕРИР предоставляется только через ОРД.
Чтобы получить идентификатор для интернет-рекламы необходимо:
- оформить на сайте выбранного ОРД личный кабинет,
- получить в личном кабинете идентификатор (токен) на каждый креатив (рекламное сообщение).
Если вы используете рекламные кабинеты на сайтах VK, Ozon, Яндекс, выбирать ОРД не нужно — системы уже интегрированы с соответствующим ОРД.
Идентификатор нужно получить до запуска рекламы.
В личном кабинете выбранного вами ОРД создаётся рекламное объявление (текст, изображение, видео) с указанием всех требуемых данных о рекламной кампании и участниках цепочки.
Идентификатор присваивается рекламе сразу и представляет собой уникальное цифровое обозначение (цифровой код).
Как маркировать интернет-рекламу?
После того, как идентификатор получен, его нужно разместить в рекламе. Способ размещения токена зависит от формата рекламного сообщения.
Например, токен можно разместить:
- В кликовой ссылке, например: https://адрес_сайта/?erid=XXX, где erid=XXX — это идентификатор.
- В тексте рекламного поста в формате erid: XXX.
- При публикации изображений — поверх изображений.
- В видеороликах — поверх видео или в начале видеоролика.
Для отдельных видов рекламы Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР) рекомендует такие способы размещения токена:
- Видеокружок в Telegram: идентификатор текстом в формате “erid:
XXX” и в следующем за кружком сообщении или ответом на кружок видео чтобы сохранить связность сообщений. - Сторис: для сториз, содержащих рекламные интеграции (нативная реклама), рекомендуется размещать идентификатор текстом поверх видео в начале ролика в формате “erid: XXX".
- Подкаст: рекомендуется размещать идентификаторы одним общим текстом в описании выпуска подкаста в формате “erid: XXX”.
- Аудиореклама: рекомендуется размещать токен в интерфейсе аудиоплеера во время проигрывания рекламной врезки.
Помимо идентификатора, как уже говорилось выше, при размещении интернет рекламы необходимо также указать слово "реклама" и краткую информацию о рекламодателе (наименование, ИНН/ОГРН, ссылка на сайт рекламодателя.
Что не нужно маркировать?
Согласно Распоряжению Правительства №1362-р маркировать рекламу в интернете не нужно в следующих случаях:
- если рекламодатели, рекламораспространители и другие участники рекламного рынка продвигают собственные товары (работы, услуги), направляя пользователям информацию на адреса их электронной почты, а также в виде электронных сообщений;
- если реклама распространяется в составе теле- и радиопередач и отображается в интернете без изменений по сравнению с первоисточником (например, онлайн-трансляции передачи на сайте телерадиокомпании);
- если это социальная реклама (реклама направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей).
Также не нужно маркировать информацию и материалы, не являющиеся рекламой (но тут следует быть аккуратным, в спорных ситуациях скорее всего это признают рекламой).
Например, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, услугах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров/услуг, в социальных сетях, если эти сведения предназначены для информирования потребителей:
- о реализуемых товарах (оказываемых услугах), их ассортименте,
- правилах пользования,
- стоимости, условиях предоставления скидок и рассрочки.
Пока какой-либо устоявшейся правоприменительной практики по вопросам маркировки интернет-рекламы нет.
Ответственность
Нарушения Закона "О рекламе" влекут административную ответственность по ст.14.3 Кодекса об административных правонарушениях. В этой статье 17 пунктов, каждый из которых содержит наказания за конкретные нарушения законодательства о рекламе.
За нарушение порядка маркировки интернет-рекламы ответственность предусмотрена в п.15-17 ст.14.3 КоАП. Именно эти пункты вступили в силу с 1 сентября 2023 года.
Средний размер штрафов за эти нарушения:
- для граждан - 10000-100000 RUB;
- для должностных лиц - 30000-200000 RUB;
- для организаций - 200000-700000 RUB.
Размер штрафа зависит от состава правонарушения, обстоятельств его совершения и других факторов. Разумеется за впервые совершённое правонарушение будет назначаться минимальное наказание.
Если нарушение выявлено впервые и совершено субъектом малого-среднего предпринимательства, то с большой долей вероятности штраф будет заменён на устное предупреждение (ст.4.1.1 КоАП).
С учётом конкретных обстоятельств правонарушения штраф может быть назначен менее минимального размера административного штрафа, если соответствующей статьей штраф составляет:
- не менее 10000 RUB для граждан,
- не менее 50000 RUB для должностных лиц,
- не менее 100000 RUB для организаций.
В таком случае штраф может составлять не менее половины минимального размера административного штрафа.
Рекламу без маркировки будут выявлять Роскомнадзор и ФАС России.
Срок давности по этим правонарушениям - 1 год.
За нарушения правил маркировки, допущенные до 1 сентября 2023 года, ответственности нет.
Правила рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе регламентированы Постановлением Правительства №1922.
Эта категория дел имеет свою особенность: сначала устанавливается и фиксируется факт нарушения, затем ФАС рассматривает дело о нарушении закона о рекламе, после этого уже рассматривается дело об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП.
В среднем процедура рассмотрения такого дела может составлять от 1 до нескольких месяцев.
Выявлять нарушения будут как используя систему межведомственного взаимодействия, так и на основании жалоб граждан и организаций, а также в рамках текущей деятельности органов власти.
Выводы:
- Маркировать рекламу — значит получить идентификатор, разместить на объявлении указатель "Реклама" и информацию о рекламодателе.
- Маркировать нужно любую интернет-рекламу.
- Перед запуском рекламы нужно заключить договор с оператором рекламных данных (ОРД). Он будет собирать информацию о рекламе и передавать её в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
- Нарушение правил маркировки интернет-рекламы влечёт административную ответственность. Размер штрафа зависит от вида нарушения и от того, кто его совершил.
Успехов в нелёгком деле маркировании интернет-рекламы!