Вот ведь бывает такое: я достаточно неплохо знаю районы Аэропорт и Сокол, несколько лет работала в локации Триумф-Паласа - в стилобате здания были размещены офисы, куда на пару лет переехало несколько подразделений нашего банка. Но я даже не знала про станцию «Подмосковная» Рижского направления, а она ведь совсем рядом. С Рижского вокзала, впрочем, я ездила всего один раз, - собственно, в Ригу.
А оказывается, в 2015 году на станции открыли замечательный музей.
Железные дороги - очень тонкий, сложный и нужный механизм. Экспозиция музея даёт возможность познакомиться с ним, узнать, как все это устроено.
Станция «Подмосковная» Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги была открыта в 1901 году. Тогда это было Подмосковье - территория села Всехсвятское, которую сейчас занимают районы Аэропорт и Сокол. Три месяца станция принимала пассажиров. Чтобы отвезти пассажиров в центр, наладили трансферы на омнибусах, а потом, после открытия Виндавского (Рижского) вокзала станция стала одной из главных сортировочных станций дороги.
Расскажу, с чем знакомит музей.
1. Открытая часть экспозиции демонстрирует паровозы! Судя по всему, они на ходу, пар идет. Здесь также есть депо веерного типа с поворотным кругом и угольным отсеком. Веерное депо было рассчитано на 12 паровозов. В 2019 году установлен новый поворотный круг.
2. В здании депо установлен паровоз ЭР в разрезе, а само депо рабочее, работают в нем.
3. Деревянный дом начальника станции 1901 года постройки демонстрирует быт титулярного советника, имевшего 9 классный чин по табели о рангах. В его доме есть кабинет, гостиная и спальня. Такая квартира была служебной, здесь мог жить только сам начальник станции и его семья. В случае увольнения квартиру необходимо было освободить в семидневный срок.
4. Здание водонапорной башни построено из кирпича в 1901 году для снабжения паровозов водой и обеспечения водой станции. Она действующая. Водонапорные станции были важным элементом системы железных дорог: при каждой заправке в тендер паровоза заливалось до 47 тонн воды.
5. Здание вокзала - деревянное, построено в 1901 году. Здесь можно посмотреть на устройство омнибуса, залы ожидания, увидеть кассу с оригинальным расписанием, понять, как Анна Каренина могла отправлять со станции телеграммы, узнать, что входило в обязанности дежурного по станции, что можно было заказать в буфете и как сдавали багаж.
Интересные факты: при перевозке животного на него необходимо было купить отдельное место и перевозить в клетке, а в буфетчики набирали парней физически крепких и свободно владеющих немецким, французским или английским языком.
Музей совершенно замечательный! Особенно рекомендую посещать с детьми, у мальчишек обычно самые яркие эмоции от таких мест. Но и взрослые могут многое узнать.
Ещё интересный факт: именно на этой станции снимались эпизоды лирического киношедевра Григория Чухрая «Баллада о солдате» - эпизод на мосту, где девушка Шура окликает солдата Алёшу, и эпизод у водяной колонки. На территории станции установлен памятник героям - работникам депо Подмосковная, защищавшим нашу Родину и не вернувшимся с полей сражений.
Как добраться: либо на машине (2-й Амбулаторный проезд, дом 8), есть рядом парковка, и перейти по переходу через пути, либо станция «Красный Балтиец» - и тоже перейти. Ну или ногами от метро «Сокол».